Исполняется полгода с момента возрождения главного общественного института Союзного государства

Одним из событий прошедшего года стало создание Общественной Палаты Союзного государства. Точнее, возрождение формата этого союзного общественного органа, успешно функционировавшего во 2-й половине 1990-х, приуроченное к 20-летию российско-белорусской интеграции.

Новая структура, сформированная на 1-м организационном съезде в Минске 19 июля 2017 года, стала очень весомой по своему составу, активно включилась в работу и уже зарекомендовала себя рядом ярких проектов. А в ноябре 2017-го ее благословил на служение делу единения братских народов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

О первых результатах рассказывает Руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства Александр Ольшевский.

— Александр Сергеевич, что представляет собой Общественная Палата Союзного государства сегодня?

— 19 января исполняется полгода с момента ее формирования. Палата включает в себя 200 человек, по 100 из числа представителей общественности России и Беларуси. Это авторитетные эксперты, государственные и общественные деятели, уважаемые представители науки, культуры, образования, здравоохранения, бизнеса, силовых структур, спорта, меценаты, православные деятели. Состав Палаты формируется сроком на 3 года, на период с 2017-го по 2020-й.

В Общественной Палате Союзного государства созыва 2017-2020 года 35 народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей культуры, 9 выдающихся спортсменов, чемпионов Олимпийских игр, Мира, Европы, СССР, 28 академиков и член-корреспондентов российских, белорусских и международных академий, 50 докторов наук и профессоров, 45 кандидатов наук и доцентов, 16 дипломатов, 42 государственных деятелей в ранге не ниже министра, сенатора или депутата, 49 писателей, 25 видных представителей медиа-среды, 7 генералов, 43 офицера, 13 киноактеров, 33 известных мецената, 16 православных деятелей. 8 членов Общественной Палаты являются Героями России и СССР, 74 – орденоносцами, 2 – Номинантами Нобелевской Премии, 21 – почетными гражданами городов России, Беларуси или зарубежных стран. 50 членов Палаты имеют парламентский опыт, 9 – опыт непосредственного руководства регионами и муниципалитетами, а 155 являются экспертами при различных ведомствах Российской Федерации и Республики Беларусь.

Работа Палаты распределена по 18 профильным комиссиям и 5 межкомиссионным рабочим группам. Основные формы работы – заседания комиссий, тематические слушания, целевые программы и проекты, аналитические и методические разработки. После полугода совместной работы очевидно: сформирован сильнейший состав единомышленников, способный решать задачи любого уровня и масштаба, уже представляющий собой мощную репутационную и экспертную опору Союзного государства. И очень продуктивный. В 20-х числах января будет презентован промежуточный доклад о проведенной Общественной Палатой Союзного государства работе за первые полгода – там немало поводов для гордости…

— Для примера, какие из вопросов рассматривались на ближайших слушаниях?..

— В середине декабря прошли острые и дискуссионные слушания о ситуации с отстранением российской сборной от Олимпиады-2018. С участием легендарных российских и белорусских олимпийцев, экспертов в различных сферах… После обсуждений, было все же поддержано участие наших спортсменов даже под нейтральным флагом. А также подготовлен набор весьма предметных предложений по исправлению ситуации и недопущению подобного в дальнейшем – от многомиллионного по аудитории флэшмоба в поддержку российских спортсменов, которые будут выступать в 2018-м, предложенного белорусскими продюсерами, до организации собственных Международных Военно-Спортивных Игр.

Много проблемных моментов рассматривалось на заседании Межкомиссионной группы по недопущению фальсификаций общей истории – и вытеснение русского языка в странах СНГ, и националистические движения, и искажение общей исторической памяти. Результат – тоже серьезный набор практических действий.

В ракурсе работы Комиссии по сотрудничеству в сфере национальной безопасности, обсуждались пути исправления ситуации с некорректными претензиями российских контролирующих органов к качеству белорусских продуктов, а также проблема раздувания этих претензий до уровня межгосударственного конфликта. Эксперты Палаты плотно участвуют в работе по пресечению попыток ухудшения межгосударственных отношений на фоне таких прецедентов.

Очень конструктивные последствия имели слушания, посвященные сотрудничеству в сфере здравоохранения – при участии специалистов с обеих сторон, они дали импульс к активному развитию проекта региональных медицинских кластеров в Западной Сибири.

Комиссия по международному сотрудничеству рассматривала пути развития связей с влиятельными общественными движениями и экспертным сообществом других стран через площадку Союзного государства – в том числе, предложения из Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Сербии… Одним из продуктов обсуждений стало решение о создании института Послов доброй воли Союзного государства – эффективнейшей общественной формы продвижения своих ценностей, давно используемой структурами ООН, ЮНЕСКО…

Межкомиссионная рабочая группа по промышленному сотрудничеству как раз сейчас активно прорабатывает механизмы совместного импортозамещения, с полным приравниванием происхождения российских и белорусских товаров как продукции Союзного государства. И с более эффективным распределением импортозамещающих производств между странами-участницами, с учетом уже имеющихся производственных площадок…

— Очевидно, что возрождение общественного органа Союзного государства должно свидетельствовать о новом этапе интеграции, еще одном шаге наших стран навстречу… Но насколько вообще уместен этот заложенный в 1990-х союзный формат – ведь у него появляется немало критиков?

— В отношении Союзного государства в обществе крайне низкий уровень информированности. Начиная с того, что в ряде регионов часть населения о его существовании просто не знает. В головах у многих по его поводу невообразимая путаница из идей «русского мира», реваншизма с мечтами о восстановлении СССР, элементов СНГ, Таможенного союза, ЕАЭС, ОДКБ и еще неведомо чего – и уже сложно отделить, что из этого касается именно Союзного государства. Отсюда, как ко всему непонятному – может возникать скепсис, недоверие…

Да, когда-то первоначальная идея Союзного государства России и Беларуси предполагала полное объединение двух стран в виде слияния – с единой конституцией, парламентом, правительством, валютой… В 1990-е эта идея разделялась и народами, и элитами обеих стран. Однако наивно не признавать очевидного: за прошедшие 20 лет в этом виде она так и не реализована, реализована в обозримом будущем вряд ли будет, и не без объективных к тому причин. Довольно давно нет никаких объективных предпосылок, чтобы Беларусь превратилась в еще один регион России, нет для этого механизмов, нет сил, которым бы это требовалось – как в самой России, так и в Беларуси. Обе страны прошли большой путь собственной государственности, создали свои сильные экономические и политические модели, и выгодны друг другу именно в качестве союзников и партнеров. Критикам формата Союзного государства не мешало бы для начала разобраться – а что, собственно, они критикуют: первоначальную идею? фактический результат?.. или, быть может, просто отрабатывают некий сторонний заказ на дискредитацию всего, что связано с усилением России и ее союзников?..

Ведь по факту получилось сильное и устойчивое международное интеграционное объединение. Из равноправных партнеров, с полным сохранением суверенитета каждого из них, с большими совместными перспективами в экономике, гуманитарной сфере. За 20 лет наработано множество конкретных достижений, благодаря которым белорусы и россияне свободно передвигаются по территории объединения, трудоустраиваются, ведут бизнес, получают образование и медицинскую помощь, создают семьи… По сути, нашим странам удалось качественно и эффективно воплотить общемировые тенденции к межгосударственной интеграции суверенных субъектов, на которых строятся и Евросоюз, и Евразийский экономический союз, и ШОС… Да, не в том виде, в каком это виделось в 1990-е, когда ни одной из подобных структур-аналогов не существовало – ну и что? Важнее ведь результат. А Союзное государство в этом ряду смотрится выигрышно и стабильно…

— …Но откуда тогда столько разногласий и взаимных недовольств?

— Если кратко – смысловые разрывы и неинформированность, недружественная пропаганда, саботаж на исполнительском уровне.

Например, согласно документам Союзного государства, которые никто не пересматривал и не отменял – оно движется все к тем же поставленным в смутные 90-е целям, со слиянием. Формальное противоречие между реальностью и декларациями дает третьим силам широкие возможности для спекуляций. Не случайно прозападная пропаганда пытается запугивать современных белорусов, особенно молодежь, образом России, якобы алчущей поглотить Беларусь, превратить в еще один субъект РФ, что-то ей навязать… К слову сказать, та же пропаганда использует свои страшилки и в России, внедряя в умы россиян мысли, что Беларусь – это некий не нужный им балласт, стремящийся через союзную интеграцию злоупотребить российскими энергоносителями и финансами, ничего не давая взамен… В обоих случаях, образ Союзного государства некорректно используется западными силами как пугающий призрак из прошлого, пытающийся свести на нет все современные достижения и уровень жизни обеих наших стран.

В итоге – есть и некий кризис самоидентификации. Кстати, проявляющийся сейчас не только у нас, а в очень многих странах, которые пытаются пересматривать свои исторические корни, ценности, приоритеты… Новый этап интеграции, связанный в том числе с возрождением Общественной Палаты – осуществление этой самоидентификации, формулирование объединяющих наши народы ценностей, идеологии и стратегии Союзного государства. Именно эти давно назревшие задачи решает сейчас Палата. Разработан очень емкий проект Декларации ценностей Союзного государства. В гуманитарной сфере рабочей группой подготовлен проект Кодекса Чести деятелей культуры. Разрабатываются блоки идеологии и стратегии Союзного государства в сфере экономики, национальной безопасности, образования, здравоохранения… Как минимум уже остро необходимо сверить понятия, что такое Союзное государство сейчас вообще, куда оно движется и как это делает, что объединяет белорусов и россиян, в чем они готовы взаимодействовать, а что следует относить к зоне исключительного национального суверенитета… Налицо потребность совместно хотя бы признать действительное положение дел, расстаться с необоснованными иллюзиями и фобиями – тогда уйдет и почва для недопониманий.

— А общественность в состоянии справиться с таким набором задач, накопленных за десятилетия? И ее ли это вопрос?

— Справилась же она в свое время с созданием этого Союзного государства. Ведь его создавали именно общественно-политические элиты обеих стран, а не какая-то административная установка. Это студентам и школьникам, «не нюхавшим пороха», прозападные оппозиционеры могут рассказывать сказки, что идеи формализовать единение народов России и Беларуси не имели под собой основы и были искусственной договоренностью двух президентов, Ельцина и Лукашенко. Но объективная реальность говорит совсем о другом. Созданию Союзного государства была обеспечена действительная поддержка в самых разных слоях общества. Очень многие деятели, как из ныне здравствующих, так и из уже покойных, имели полное основание считать себя крестными этого союза и его опорой – политики, депутаты, губернаторы и мэры, видные представители сфер культуры, науки, спорта, бизнеса…

Этим первое интеграционное объединение России и Беларуси уникально, поэтому оно столь стабильно, просуществовало уже 20 лет и будет существовать далее. Потому под ним изначально развитая ценностная составляющая, историческая и духовная общность, поддерживаемая лидерами мнений, а не только идея торговать продуктами без таможенных пошлин и ездить без виз.

Движущими силами процесса были в первую очередь Общественные комитеты и советы содействия Союзу Беларуси и России, затем – сформированная при их участии Союзная общественная палата. Ведь не надо забывать, что созданное Парламентское Собрание и иные союзные органы изначально имели переходный характер, и без опоры на общественность и экспертное сообщество просто ничего не смогли бы сделать.

В том числе, именно общественно-политическая и экспертная элита обеих стран приняла тогда фигуру белорусского Президента А.Г. Лукашенко как самого близкого России главы государства-союзника и ее надежнейшего друга. Она же и обеспечила его начинаниям режим благоприятствования на российской стороне, сделала все необходимое для формирования столь тесных российско-белорусских отношений и экономических связей, какими они были все последующие годы.

Сегодня прошло два десятилетия. Международная обстановка кардинально изменилась, перед Россией и Беларусью стоит масса новых вызовов и угроз. Союзное государство тоже испытывает определенный кризис – поэтому общественность и экспертные элиты возвращаются в активную фазу поддержки своего детища. И должны подставить плечо государственным органам, помочь в преодолении двусторонних разногласий, разобраться с актуальными вопросами.

В том числе, не дать излишне ретивым, но не имеющим отношения к внешней политике исполнителям разбазарить наработанное до них – как это было с крайне недальновидными и некорректными претензиями Россельхознадзора к белорусским продуктам… Ведь неумных клерков, которым масштаб мышления не позволяет понять, что такое объединяющие ценности и в чем стратегическая важность российско-белорусских отношений, сегодня хватает на обеих сторонах. Даже дополнительный уровень «защиты от дурака» для сохранения единства наших народов не помешает.

— Кстати, как взаимодействует Общественная Палата с действующими органами Союзного государства – его Постоянным комитетом, Парламентским Собранием? И насколько эффективны эти органы?

— В том виде, в котором они существуют – они честно трудятся, приносят немало пользы, и им необходимо помогать. Однако, к большому сожалению, по системе постоянных органов Союзное государство существенно проигрывает тому же ЕАЭС, несмотря на молодость последнего.

В ЕАЭС есть Евразийская экономическая комиссии – сильный постоянный орган, где каждое из направлений интеграции курируют выделенные министры или руководители департаментов. Действуют комиссии, различные экспертные советы и рабочие группы, очень широко представлены все страны-участницы. В Союзном государстве такого органа нет – в первую очередь в силу того, что при создании предполагался промежуточный характер его действующих структур. А уже затем планировалось принятие союзного конституционного акта, избрание союзного парламента, создание союзного правительства. Но, как известно, фактический формат Союза претерпел изменения, эти шаги утратили для него актуальность – но и новые на замену им предприняты не были. И вся нагрузка легла на институты, которые для нее не предусматривались. Поэтому честь и хвала им за все, что им удалось сделать, но и чудес ожидать не следует.

Ведь Парламентское Собрание – все же не избираемый союзный парламент, а периодически собираемое совещание, где участвуют некоторые из депутатов национальных парламентов, помимо своей основной работы. Высший Госсовет и Союзный Совмин – тоже формы совещаний руководителей национальных государственных органов, а не постоянно работающие структуры. Штатным остается только Постоянный комитет, который является исполнительным аппаратом союзных органов, ведет их делопроизводство, координирует научно-техническое сотрудничество и несколько союзных программ. Но если Евразийская экономическая комиссия в ЕАЭС играет роль союзного правительства и одновременно исполкома, то постоянная структура Союзного государства наделена больше функциями канцелярии, чем органа управления, стратегического или тактического планирования.

На этапе создания Союзного государства у Союзной общественной палаты была естественная роль одного из опорных институтов – как главного союзного общественного объединения и экспертной площадки, в тесном контакте с Парламентским Собранием. И, заметим, под конец длительной паузы, когда поддерживать функционирование созданного общими усилиями Союзного государства было доверено исключительно аппаратным чиновникам, они его чуть было не развалили… Поэтому сегодня основной союзный общественный институт воссоздан и снова занял свою нишу, усиливая другие органы интеграционного объединения и его общую устойчивость. У Общественной Палаты Союзного государства очень нужная и важная ниша, работы в которой накопилось более чем достаточно.

— И такая общественная активность никому не мешает, все с удовольствием идут на диалог?..

— Структуры, которые совсем никому не мешают – возможно, просто плохо работают… Безусловно, даже сам факт существования Общественной Палаты Союзного государства и ее активной работы мешает сразу нескольким силам.

Во-первых, тем, кому выгодно, чтобы Союзное государство как интеграционное объединение было слабым и чисто номинальным, чтобы охлаждение в российско-белорусских отношениях становилось нормой, а число поводов для разногласий и межведомственных конфликтов только увеличивалось. Даже на этапе формирования Палаты, по инициативе таких сил предпринимались попытки создать препятствия этому процессу, порой довольно жесткие… Рады нам они все равно не станут, потому что подрывая союзную интеграцию, добросовестно делают свою работу, хотя и не связанную с интересами России или Беларуси. Но мы тоже делаем свою работу, хорошо, и приложим все усилия, чтобы делать ее лучше, чем они. Родина этого заслуживает.

Во-вторых – не стоит забывать, что неэффективные и тормозящиеся интеграционные процессы выгодны определенным группам чиновников, профессионально умеющим на них зарабатывать или просто пригревшимся на теплых местах. Действительно, почему не получилась какая-то союзная программа, на которую отпущены бюджетные миллионы, или не дало эффекта дорогостоящее мероприятие? Лучше всего для них – списать все как безвозвратные потери, на общее охлаждение российско-белорусских отношений, обострение многовекторности в белорусской политике, скачок антироссийских настроений в обществе или очередные торговые разногласия… Для них крайне грустно и финансово чувствительно, если списывать станет не на что, а их оправдательные сказки-страшилки будет кому опровергнуть. Поэтому, даже формально будучи заинтересованными в союзных проектах, они боятся и будут бояться любой активности со стороны влиятельной общественности, и относиться к работе Палаты будут как минимум неоднозначно. Ну да и Бог им судья…

— В последнее время расплодилось много разных «экспертов», в том числе по российско-белорусским отношениям, способных превратить любое событие в говорильню, уже вызывающих раздражение и рост взаимной напряженности… Есть ли у Общественной Палаты рецепт, как избежать того же?

— Рецепт один – корректность отбора, чтобы получилась однородная по уровню качества структура. Это как разница между категориями «чиновник» и «государственный деятель» — главное найти разделяющую грань.

Существуют, например, замечательные, очень талантливые публицисты, с прекрасным слогом. Они пишут о международных отношениях. Но на поверку оказывается, что умением поразмыслить о международных отношениях и писать тексты их компетенции и жизненный опыт ограничиваются. Есть прекрасно образованные молодые аналитики, с очень живым умом, искренними переживаниями за страну, умением их высказать – но тоже еще без опыта и сделанных дел. Это вовсе не плохо – но это не повод сразу назначать их отраслевыми министрами или доверять им формирование политики в какой-либо сфере, с которой они даже не знакомы. В Англии, славной традициями публичной политики, для их дискуссий существовал Гайд-парк, где любой мог потренироваться в ораторском мастерстве перед аудиторией, не нанося ущерба обществу и государственным интересам.

А формула, по которой отобраны члены Общественной Палаты Союзного государства, содержит два ключевых понятия: «видный деятель» и «опытный эксперт». Если мы говорим об экспертных мнениях в здравоохранении – то это, например, великий доктор Леонид Михайлович Рошаль. Если о корректных подходах к совместной истории – то академик Александр Оганович Чубарьян, возглавляющий Ассоциацию институтов истории стран СНГ. Если о вопросах обороноспособности и патриотического воспитания – то генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев, возглавлявший Генштаб СССР и сегодня являющийся Генеральным инспектором Минобороны России. Работать над идеологией в сфере культуры имеют моральное право и достаточный опыт Народные артисты Николай Петрович Бурляев, Владимир Васильевич Гостюхин, всемирно известный портретист Александр Максович Шилов… О международной политике явно есть что сказать экс-руководителям МИДов Беларуси и России – Петру Кузьмичу Кравченко и Федору Вадимовичу Шелову-Коведяеву. О спорте – легендарному борцу Александру Васильевичу Медведю, олимпийскому чемпиону по фехтованию Александру Анатольевичу Романькову… И в остальных, более узких сферах, все так же, в отношении каждого из 200 человек. Никто из них не истина в последней инстанции, но вместе в рамках одного органа – это уникальная питательная среда, действительно способная дать качественные решения, глубокую экспертную оценку, создать стратегию.

При этом, каждый в сфере, в которой работает – один из лидеров мнений, влияющий своим авторитетом на общественные объединения, профессиональные группы, целые социальные категории. То есть еще одно условие той формулы: что за каждым членом Палаты стоят большие силы, у которых он пользуется уважением. Ну и касаемо «видных деятелей»: каждый не просто опытен в своей сфере, а сделал в ней нечто, что является ценным вкладом — обобщенно скажем, наработал хотя бы на небольшой орден… Так и получается работоспособная Общественная Палата.

— Не станет ли такой орган слишком «неудобным»?

— Всех членов Общественной Палаты объединяет однозначная лояльность к общей идее российско-белорусской интеграции, а также полная поддержка в отношении действующих Президентов наших стран – В.В. Путина и А.Г. Лукашенко.

Но, конечно, в последнее время разросся целый класс «карманных» экспертов и общественников, которые тоже полезны для создания поддержки какого-либо начинания власти, его популяризации, т.к. выражают лишь заданные им установки… Кто-то склонен называть их «ура-патриотами», а было время, когда эту древнюю профессию называли «клакерами». В госорганах встречаются горячие головы, которым было бы удобнее видеть всю общественность и экспертное сообщество именно такими. Однако проблема такой общественности в том, что она ничего не генерирует – она не предназначена для стратегических разработок, для действительно глубоких оценок, и отсутствием критического восприятия лишает госорганы права на ошибку… Вволю поддержав какое-то решение или документ на стадии принятия, если потом он окажется сырым или нерабочим, эксперты-клакеры уходят в сторону и не несут ответственности за свою поддержку – а принявшему органу власти остается расхлебывать последствия и удивляться, почему на этапе предварительных обсуждений никто не указал на очевидные недостатки, коль скоро их так много…

В Общественной Палате, напротив, участвуют люди не «карманные», а осознанно лояльные, и обладающие достаточными компетенциями, чтобы обосновать и донести свое мнение. И достаточным жизненным опытом, чтобы понимать, что любой проект распорядительного документа готовит не лично Президент, которого они поддерживают, а конкретные исполнители – которые могут ошибаться, быть в чем-то недостаточно компетентны, и даже просто недопонимать сути задач, поставленных тем же Президентом. И по-настоящему лояльная экспертиза – вовремя указать на такие моменты, чтобы не допустить нанесения ими вреда Союзному государству в целом и общему образу наших органов власти. И лучше пусть общественный орган будет «неудобен» в частностях кому-то из исполнителей, чем бесполезен в целом для генеральной линии руководства наших стран.

— В последнее время модно обвинять союзные структуры в неэффективности и задавать вопросы о сомнительном расходовании союзного бюджета… Общественная Палата не опасается тех же упреков?

— А Общественная Палата Союзного государства просто не использует для финансирования своей работы ни рубля бюджетных денег – ни союзных, ни из национальных бюджетов. И грантов тоже. Это изначальная принципиальная позиция, она правильна и корректна.

Мы вообще не испытываем симпатии к «профессиональным любителям Родины за гранты». Все-таки, общественный деятель должен что-то привносить в благополучие страны, а не вытягивать из нее деньги за проявления своего патриотизма. Да и вообще, лучшее и давно проверенное средство от упреков в неэффективной работе – работать эффективно.

— Что в ближайших планах Палаты?

— Во время презентации отчетного доклада Общественной Палаты Союзного государства за первые полгода будут представлены и первые наработки в сфере союзной идеологии и стратегии.

Сейчас готовится серия мероприятий, приуроченных ко Дню единения народов Беларуси и России: Форум перспективного экономического развития, присуждение Общественной Премии Союзного государства, несколько визитов в регионы, мероприятия совместно с Русской Православной Церковью. Готовится к запуску союзный детский интернет-телеканал и проводимый на нем конкурс «Дуэт Народов». По итогам прошедших слушаний, намечен ряд шагов в поддержку российских спортсменов, участвующих в Олимпиаде-2018. Дорабатывается аналитический доклад о состоянии общих вызовов и угроз в сфере национальной безопасности.

На ближайшие слушания, вынесены вопросы о сотрудничестве и обмене опытом в сфере строительства доступного жилья для инвалидов-колясочников, повышения эффективности информационного сопровождения и продвижения имиджа Союзного государства, совместной подготовки к 75-летию Великой Победы. Совсем скоро можно будет увидеть и работу первых Послов доброй воли Союзного государства.

Источник: Портал «Вместе с Россией» (ROSS-BEL.RU)