ТАТЬЯНА ГЛАЗУНОВА: Выступление на экспертных слушаниях 12 февраля 2018

12 февраля 2018 на экспертных слушаниях “О совместной защите интересов Союзного государства на международной арене в условиях новых вызовов и угроз”, состоявшихся в Москве в “Президент-Отеле”, выступила Сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства, председатель Делового Клуба женщин Беларуси и России Татьяна Владимировна Глазунова.

Уважаемые коллеги!

В первые полгода работы Палаты, у нас среди проектов на рассмотрении было два документа с очень разной судьбой.

В июле прошедшего года, все мы поддержали как основу проект Кодекса деятелей культуры, предложенный Николаем Петровичем Бурляевым. Притом, что самая идея этого документа встретила самую широкую поддержку на всех уровнях и проведено очень много совместной редакционной работы – его итоговая версия еще так и не сформирована.
А в ноябре того же года выдвинут проект гораздо более сложного и глобального документа – Декларации ценностей Союзного государства, где формулируется вся объединяющая наши народы ценностная основа. И, после активных обсуждений в России и Беларуси, уже через два месяца Декларация представлена широкой общественности. И мы работаем на ее основе.

Это показывает сразу несколько вещей, которые важны для темы сегодняшних слушаний.

Первое – что у наших стран за последние 20 лет сформировались собственные и очень разные политические, экономические, социальные системы. Выросло целое поколение, при жизни которого Россия и Беларусь всегда были только отдельными и суверенными государствами. И уже надо стараться лучше узнавать, понимать друг друга.

Второе – что обе стороны тянутся друг к другу и всегда настроены договариваться. У нас может быть много частных разногласий, которые могут не разрешаться до бесконечности. Пока мы не вернемся к истокам: к тому, какие исконные ценности и общие интересы объединяют каждого россиянина и белоруса. Как в обычной семье – где важнее то, что спорящие родные и дорогие друг другу люди, чем сам предмет спора.

Третье – что договариваться следует сначала о принципиальных вещах и общих правилах игры. Где в силу исторической общности мы гораздо лучше поймем друг друга. А следующие из них частности после этого сами станут на свои места.

Именно поэтому хоть и важный, но частный вопрос по Кодексу деятелей культуры идет со скрипом. И при обсуждении вроде бы даже самых простых вещей, россиянам и белорусам так непросто выработать его единую редакцию, одинаково работающую в обеих странах. Но это всего полгода – а ведь по гораздо более простому вопросу о контроле качества продуктов питания наши страны не могут выработать единого полхода уже почти 5 лет! И пока мы будем пытаться обходить наиболее серьезные, базовые вещи – так и будет, чем проще, тем дольше.

Поэтому вопрос, который мы поднимаем на сегодняшних слушаниях – один из первоочередных. О том, как нам совместно защищать общие интересы от новых вызовов и угроз. И, в том числе, какие из этих вызовов и угроз следует считать общими, а какие – частной проблемой одного из наших суверенных государств, которая не касается другого. Чтобы не давать оснований для обвинений в несоюзном поведении и не рубить сук, на котором сидим.

Непосредственно сегодня мы сталкиваемся со случаем преднамеренного унижения российских интересов на международной спортивной арене, чудовищных провокаций. И заметим – многие представители белорусского народа воспринимают их в свой адрес. Начиная с ситуации с первой такой Паралимпиадой, когда наш белорусский коллега Андрей Фомочкин смело вынес российский флаг. И сейчас белорусы проводят флэшмобы, делают выступления в поддержку российских спортсменов – порой с больше искренностью и болью, чем некоторые россияне.
Очевидный следующий шаг, которого уже остро не хватает – признать, наконец, что подобные выпады это вызов интересам всего Союзного государства в целом, что реакция на него тоже должна быть общей, согласованной на межгосударственном уровне. И лишь тогда она будет сильной и эффективной. Ведь российский и белорусский спорт неразрывно связан, даже именами общих героев, с одинаковой гордостью представляющих любую из частей Союзного государства!

Международные экономические санкции в отношении сначала Беларуси, потом России – это в каждом случае враждебный выпад против Союзного государства в целом. И неуместно прятать голову в песок в надежде, что на кого-то из двух союзников они не повлияют. Это невозможно, слишком тесно мы связаны.

Информационные войны, подрывная работа Запада против наших государственных систем – тоже общие угрозы, противостоять которым следует вместе, слаженно. Экономические сложности Беларуси, связанные с отсутствием у нее энергоресурсов – это тоже сложности не только Беларуси, а опять же, всего Союзного государства. То, что огромная часть белорусской молодежи получает «карты поляка» и ориентирует свое будущее на работу в Евросоюзе, а не на территории Союзного государства – это тоже общая угроза, проблема, которую нужно решать вместе.

И новые экономические проекты, призванные повысить устойчивость какой-то из наших стран в условиях международных вызовов и угроз – они тоже влияют на всю экономическую систему Союзного государства, а значит, в них должны изначально учитываться интересы союзника. Когда Россия развивает свой Крымский регион – правильно предоставить условия наибольшего благоприятствования там белорусским подрядчикам и поставщикам. Пусть зарабатывает наш надежный союзник, а не резиденты вводящих против нас санкции стран Запада. Когда Беларусь развивает у себя рынок криптовалют – опять же, давайте проработаем, как этот проект поддержат российские коллеги, имеющие там преференции как резиденты Союзного государства. Тогда каждый из наших проектов будет намного устойчивее.
Но не идет речи о том, что Россия или Беларусь должны поступаться в интересах друг друга своими стратегическими интересами, наработками в отношениях с третьими странами, упускать выгодные сделки. Достаточно хотя бы, чтобы партнер из Союзного государства всегда имел как минимум преимущество «при прочих равных».

Теперь, несколько ближайших практических шагов.

Во-первых. Некоторые из наших чиновников полюбили по каждому поводу создавать не план со сроками и ответственными, а «дорожные карты». Тема слушаний – один из редких случаев, когда этот инструмент действительно к месту. Давайте уже вместе сделаем карту общих вызовов и угроз Союзному государству. Врага нужно знать в лицо. Заодно и сформируем их общее понимание, сверим часы.

Во-вторых. У нас есть один из важнейших проектов Палаты – институт Послов доброй воли Союзного государства. Думаю, что это инструмент, который должен стать для нас повседневной формой решения многих из поднятых сегодня вопросов.

В-третьих. Как известно, Палата единодушно поддержала на предстоящих выборах Президента Российской Федерации кандидатуру Владимира Владимировича Путина. Результаты опросов и уровень его поддержки в обществе не оставляют сомнений в его избрании на следующий срок. Так давайте же активно подключимся к формированию его предвыборной программы и наказов ему, связанных с внешней политикой. И приложим все усилия, чтобы белорусский вектор занял в ней приоритетное место, а часть вопросов, отданных до того на откуп исполнителям, вернулась под прямой контроль первого лица.
Кстати, в составе Палаты 7 доверенных лиц Владимира Владимировича, а также ряд членов и руководителей его Народного штаба, участников инициативной группы по его выдвижению и центрального штаба ОНФ. Поэтому вряд ли нам стоит беспокоиться, что наши предложения не услышат.
Спасибо.