АЛЕКСАНДР ОЛЬШЕВСКИЙ: О новых формах и инструментах международного взаимодействия
13-14 октября 2023 года в Железноводске и Пятигорске прошел Международный форум «Северный Кавказ в фокусе международного сотрудничества России». С пленарным докладом на тему «Развитие новых форм и инструментов международного взаимодействия с иностранными государствами» выступил Сопредседатель Международной Общественной Палаты созыва 2020-2025 Александр Сергеевич Ольшевский. Публикуем основные тезисы.
Сегодняшняя ситуация вынуждает учитывать одну вводную: 2022-2023 гг. привнесли в межгосударственные отношения ощутимое снижение уровня доброй воли, здравого смысла и морали. Поэтому больше внимания уместно уделить новым решениям — которые приходится искать в неблагоприятных внешних условиях, адаптируясь к новой действительности.
Увы, многие из проверенных форм работы официальной дипломатии после февраля 2022 года переживают кризис и стали менее действенными даже в решении базовых задач. Нашим послам сегодня нелегко, порой даже в странах, называвших себя друзьями и союзниками России. Все чаще Запад устраняет из официальных взаимодействий не только ряд веками устоявшихся протокольных норм, но и простейшие рамки приличия. Сложно и в другой части официальной дипломатии — межгосударственных организациях, где состоит РФ.
Однако у России сильная дипломатическая школа с давними традициями, все в порядке с умением вести себя достойно и справляться с давлением. В происходящем есть и положительный аспект — сегодня российские внешнеполитические структуры начинают заниматься дипломатией в полную силу, искать и раскрывать неиспользуемый потенциал. По широкому спектру вопросов более углубленно строится диалог с огромным мусульманским миром, качественно по-новому идут взаимодействия с всегда сохраняющим дружественное отношение к нам Китаем, заново открываем для себя страны Африки, и даже наконец-то начинаем всерьез работать с бывшими советскими республиками в их нынешнем виде.
Что в корне изменилось в формах и инструментах за последние полтора года?
- Стало сложнее с кадрами, пригодными для новых условий. Страны СНГ теперь большое направление, по которому у нас в принципе никого не готовили. Ведь во многом все еще принимают на себя тяжесть ноши дипломаты мощной советской школы, для которой таких стран не существовало. Нет школы кадровых специалистов хотя бы по Украине, Казахстану, Азербайджану, Беларуси. Рост активности по упомянутым направлениям мусульманского мира, КНР, Африки тоже требует на порядки большего количества подготовленных кадров.
- Возникла потребность корректировать язык диалога, не смешивать внутриполитическую пропаганду с внешнеполитическим общением. Возросли требования к качеству донесения исходящих от нас посылов и перевода их на более понятный аудитории язык, даже в бывших союзных республиках. Появилась потребность фильтровать кадры, допускаемые к внешнеполитическому диалогу, и, как при любых кризисах, умение промолчать стало порой ценнее умения оперативно высказаться.
- Изменились индикаторы «свой/ чужой» и круг влияющих на них тем. Сегодня «своим» на международной арене может проявлять себя том числе тот, кто частично не согласен согласен с нами — не понимает СВО, еще не признает статус наших новых территорий, однако солидарен с РФ по ряду других стратегически существенных, в том числе ценностных позиций. Мир перешел к более реалистичной внешней политике, с поиском партнеров не по признаку полной идентичности, а по принципу общности отдельных направлений и точек соприкосновения.
- Стало сложнее не допускать конфликта интересов даже в работе с дружественными и нейтральными странами. Особенно это касается активной поддержки сторон внешних разногласий, где наши проверенные друзья и ценностно близкие люди есть на обеих сторонах: как в случаях Азербайджан — Армения, Израиль — Палестина, Абхазия и Южная Осетия — Грузия…
- Ушло время, когда можно было работать только с теми, с кем полностью комфортно и кого мы абсолютно понимаем. Необходимо делать шаги навстречу и к тем, с кем сложно, с кем предстоит искать взаимопонимание «с нуля» или даже «из минуса». Отсюда в том числе шокирующее кое-кого из мыслящих старыми категориями людей переосмысление отношений с правительствами стран, к санкциям против кого когда-то присоединялись и мы сами.
- Несколько снизилась приоритетность опоры на соотечественников за рубежом, как и отдача от этой формы. Россияне за рубежом часто оказываются под излишне пристальным вниманием и давлением, их состав неоднороден, подвергся за последнее время расколам, а кое-кто проявляет себя далеко не патриотически. Важнее стало дотягиваться до национальных элит целевых стран, строить стабильное общение внутри них, искать понимание с их лидерами мнений, которые пользуются доверием сограждан.
- Сфера культуры все более перестает быть эстетически и духовно объединяющим полем, смещается в поле противостояния, а не диалога. Военизируется отношение к языку, литературе, кино, даже к детскому творчеству. Наши противники всерьез воюют с давно покойными Пушкиным, Достоевским, Толстым. Сегодня обычный творческий вечер в соседней стране, с лезгинкой, чтением стихов и застольем — уже не нейтральный повод собрать за одним столом разные силы, а тоже поле боя и арена для провокаций.
- Падает доверие к экспертности. Сформировалось неприятие ангажированных экспертов за рубежом, общественное мнение уже не исключает вероятности продажности практически любой «говорящей головы», как и ее покупки любой внешней силой.
- Зарубежный бизнес политизировался и стал готов к экономически невыгодным для себя шагам, если они идут во вред РФ. Появилась не свойственная бизнесменам готовность нести крупные финансовые потери из-за участия в попытках изоляции РФ и вера в то, что это окупится на других рынках. В противостояние втянут в том числе средний и малый бизнес — люди, не имеющие вообще никакого отношения к политике.
Что из новых форм перспективно для развития?
- Заточенность на поиск внешних врагов и разногласий ушла в прошлое. Сейчас в основе — точки соприкосновения, объединяющие ценности, даже там, где их нет на поверхности. В том числе, активизация работы с формально недружественными странами — потому что качество дипломатии не в приросте их списка, а в регулярном его сокращении. Лейтмотив дипломатической работы — поиск общего, пусть даже это общий противник, общее возмущение, общее отторжение. Уже наметилось, по каким естественным критериям идет разделение мира, и с кем Россия находит общий язык. Это страны, в обществе которых высоко значение духовной, религиозной составляющей — например, мусульманский мир, католическая Латинская Америка. Которые базируются на традиционных ценностях — вере, семье, уважении к старшим и своей истории (особенно ярко наблюдаемых и на Северном Кавказе). Главным образом это объединяет нас и с тем же Китаем. И объединяющее отторжение – увы, к запутавшимся в безбожии, культе вседозволенности и безумных извращений США и части стран ЕС.
- Качественное изменение — переход к работе с элитами, а не должностными лицами. Произошла резкая деградация формальных статусов. В странах Запада и зависимых от них, можно наблюдать на первых публичных ролях волну фигур-однодневок, с заведомым дефицитом компетенций и рейтинга. Видны попытки проецировать это явление на ряд стран СНГ. Это и политики-камикадзе, запрограммированные под решение задач своего инвестора любой ценой и последующее самоуничтожение как публичной фигуры. Они не субъект диалога, не первичны и не самостоятельны, а лишь играют временную роль, изначально нацеленные на сгорание всех репутационных активов и без намерений отвечать за что-либо. Поэтому на первый план как адресат работы выходит не должность, а «уважаемый человек», с кем можно действительно решать вопросы — хотя в большинстве это фигуры без официального статуса или с деловым, общественным, неформальным. У нас достаточно полезного для такой работы опыта из своих 1990-х, когда были очевидны различия между «уважаемым человеком» и просто «человеком при должности».
- 2-сторонние форматы сотрудничества стали менее эффективны, т.к. требуют более глубокой согласованности позиций обеих сторон по довольно сложному списку вопросов. Проблемы возникают даже на уровне такого проверенного инструмента, как общества дружбы с зарубежными странами, включая исторических союзников вроде славянских стран ЕС. Перспектива за 3-х и более -сторонними советами и обществами дружбы, такими же мероприятиями — с добавлением как минимум одной третьей стороны, приемлемой или компромиссной для обеих. Например, в составе «те же + Китай», «те же + Турция» и т.п.
- Время изменило критерии подбора персоналий для международных контактов. Теперь требуемые для результативности фигуры — в первую очередь не аллергенные, без глубокого погружения в потенциально конфликтные темы, не засвеченные в крайностях, в мирное время наработавшие уважение и признание в том числе на противоположной стороне. Потому что им предстоит работать не на внутреннюю аудиторию и демонстрировать не популистскую демагогию, а решение внешних задач. Этим обоснованно и частое появление в переговорных процессах фигур далеко не из первого или второго эшелона публичной политики.
- Наиболее действенными стали нейтральные площадки на базе общественных ресурсов — именно диалоговые, без навязывания одной позиции и использования статистов. Такие, где действительно будут готовы участвовать представители элит интересующих стран. Есть и необходимость в ревизии форматов имеющихся площадок, их программ, идеологии, сценариев, т.к. часть из них в новых условиях способна обеспечить только монолог без обратной связи.
- В ближайшие годы всем нам предстоит в совершенстве освоить построение многосторонних соглашений и коалиций под точечные задачи. Пусть пока без всеобъемлющего партнерства, с пошаговым развитием отношений и расширением охвата, когда над каждым этапом необходимо совместно работать.
- Возросла роль непубличных мероприятий и закрытых форматов. Кстати, ряд потенциальных партнеров вообще не утрачивал настроя на диалог и договоренности, но лишь не готов сейчас озвучивать этот факт и процесс вовне, во избежание прессинга и публичной травли. Необходимо концентрировать все лоббистские возможности, человеческие контакты, кулуарные ресурсы, персональный авторитет.
- Вышла на первый план религиозная дипломатия. Это сегодня единственный идеологически объединяющий предмет, имеющий потенциальный приоритет над ограничениями национальности и гражданства. При этом, не исключающий публичных контактов даже между враждебными странами. Духовенство — огромный внешнеполитический кадровый ресурс, для которого действуют условия благоприятствования и которому пришло время послужить Отечеству. В том числе, уже эффективно работают межрелигиозные форматы, в комбинациях: православие + ислам, ислам + католицизм и др.
- Смещаются акценты от слишком общей и расколотой категории «российские соотечественники за рубежом» на более монолитные и конкретные национальные диаспоры. Северокавказские в первую очередь, потом что они основаны на особой сплоченности, сопричастности и взаимопомощи.
- Повысилась роль спорта. Это единственная сфера, где отношения и уважение настолько сильны, что полностью перевешивают даже состояние вооруженного конфликта. Не утрачивается борцовское братство, отношения между олимпийскими чемпионами.
- «Послами доброй воли» могут служить и представители различных братств по корпоративному признаку или общим заслугам (ликвидаторы чернобыльской катастрофы, воины-интернационалисты, летчики и др.). Где сопричастность к братству не позволяет как минимум отказаться от диалога.
- «Послы доброй воли», в том числе ситуативные, в ближайшие годы будут явно иметь больше возможностей, чем послы официального статуса. В том числе старейшины совсем преклонного возраста, в силу выдающихся заслуг являющиеся для зарубежных элит живыми легендами. Пока они живы и в силах, дай Бог им здоровья — надо шире задействовать их. Но им необходима системная поддержка, совместная координация усилий.
- Растут влиятельность и возможности такого дипломатического ресурса, как близкое окружение публичных деятелей, включая неравнодушных членов семей (жен, детей, внуков) — истоки чего восходят к давним традициям гуманитарной деятельности «первых леди». Здесь тоже может быть полезен и положительный опыт народов Кавказа, с их давними традициями классовости, преобладания неформальных отношений над формальными.
Следует также признать очевидное: дипломаты ближайшего будущего — это уже не отправленный на почетную пенсию в виде посольского статуса заслуженный губернатор или депутат, а деятельные молодые люди — современные, хорошо подготовленные, амбициозные, стремящиеся состояться на службе Отечеству. Которые поедут в другую страну не просто представительствовать, а решать задачи, налаживать отношения, выполнять конкретные миссии. И точно не отсиживаться в глухой обороне, выражать озабоченность или отбиваться от нападок, а захватывать инициативу в свои руки. Пусть для начала как атташе, руководители культурных центров и представительств НКО, деловых советов, диалоговых площадок, бизнесмены, гуманитарные деятели. И все у них получится, а наш с вами долг в этом всемерно помочь.
Ну а Северный Кавказ — важнейшая часть фундамента международных отношений России на ближайшие десятилетия. Ведь это пример подлинных российских ценностей, воплощенных на практике: той самой уникальной модели межнационального и межрелигиозного согласия, с высокой ролью духовной составляющей, традиций, исторической преемственности. Здесь же и кузница кадров, для которых умение выстраивать отношения и поддерживать связи, гостеприимство, ценность дружбы и союзничества — естественные нормы, привитые воспитанием поколений предков. Как и высокие понятия чести, веры, патриотизма, а также неприемлемость предательства… На фоне беспрецедентного внешнего давления, народы нашего Северного Кавказа сейчас, как и ранее в непростые моменты истории, постоянно проявляют себя достойнейшим образом. И можно быть уверенными, что их авторитетные представители будут в числе первых способствовать диалогу о справедливом мире и последующему восстановлению системы международных связей, взаимного доверия и понимания между государствами.