ВЫСТУПЛЕНИЕ В.В. МАРТЕЦКОГО НА СЛУШАНИЯХ 12 ФЕВРАЛЯ 2018 В МОСКВЕ

На экспертных слушаниях  «О совместной защите интересов Союзного государства на международной арене в условиях новых вызовов и угроз», состоявшихся 12 февраля 2018 в Москве в «Президент-Отеле», выступил член Общественной Палаты Союзного государства, директор Нового драматического театра г. Минска Василий Васильевич Мартецкий.

Начну, и это естественно, с того, что происходило буквально в последнее время в театральной жизни г. Минска.
В январе приступил к работе над спектаклем по пьесе В. Маяковского «Клоп» в Новом театре молодой режиссер.
Достаточно было одной недели репетиции, чтобы понять – происходит что-то немыслимое… Постоянные сцены с использованием унитаза, идиотские куплеты с приплясыванием в паре Ленина и Сталина, дикая суета и постоянный ор на сцене и, самое главное, абсолютная бессмысленность происходящего. Стоит ли мне говорить, что действие так называемого спектакля вообще не имело ничего общего с произведением товарища Маяковского. Ситуация потребовала срочного вмешательства.
Позже в «Комсомольской правде» вышло интервью худрука Национального академического театра имени Янки Купалы Николая Пинигина, который рассказал читателям, что после нескольких премьерных показов в 2017 году постановку этого же режиссера «Войцек» сняли с репертуара и никогда она туда не вернется, несмотря на активную позицию некоторых молодых актеров театра.
Характеризуя спектакль, Пинигин говорил «о бессмысленности представленного действа, специально созданной разрушительной энергии, о трэше и «бесовщине» на сцене, а еще о том, что к пьесе «Войцек» все это не имеет особого отношения» («Комсомольская правда»).
И вот тут, мне кажется, есть смысл обратить внимание на несколько моментов. Почему-то у этих «экспериментов», чуждых нашим традициям и устоям, каждый раз находится большое количество защитников. Да и странное обстоятельство: молодые артисты (только молодые!) всегда стоят горой за такого режиссера, такую постановку и такой «новый современный театр». Они готовы толпой ходить в Министерство, организовывать бурю негодования в соцсетях и так далее.
Недоумение начинает рассеиваться, когда узнаешь, в каком восторге этот режиссер от фестивалей на Украине, на которые его часто зовут, каким он там пользуется успехом и уважением…
Вопрос: а не продолжают ли там готовить «бойцов идеологического фронта»? А не инфицируют ли там теперь уже творческую молодежь бациллой майдановской истерии? А не отрабатывается ли на нашей молодой интеллигенции новые формы и методы зомбирования? Очень похоже!
Я привел этот пример, чтобы утверждать – взаимодействие России и Беларуси в сфере культуры крайне недостаточно и, к сожалению, малоэффективно. Оно не может и не должно ограничиваться «Славянским базаром» или выездом в Москву главного театра Республики на Дни культуры.
Хорошо было бы вспомнить «Советский» опыт, когда каждый театр, хотя бы раз в год имел возможность показать свое искусство в любом городе Советского Союза! Имел возможность!
Мы должны обмениваться коллективами, режиссерами, пьесами. Мы не имеем права оставлять ниши для наших идеологических врагов! К сожалению, сегодня это не так. И деятельность Общественной Палаты Союзного государства может и должна помочь в изменении этой ситуации.
К счастью, проблему видят и в Беларуси и в России, что ярко продемонстрировала плодотворная работа над Кодексом чести деятелей культуры Союзного государства.
И еще. Лично мне не хватило каких-то совместных заявлений и действий в связи с обстановкой вокруг олимпийской подлости, несправедливости и лицемерия наших западных партнеров. А они ведь необходимы – сегодня бьют одного, завтра другого.
Ну что ж, возможно все еще впереди… Успехов и процветания Союзному государству!