КЕРИМХАН УМАХАНОВ: Провокаторы, авторы лживых фейков об Имаме Шамиле не помнят уроков истории

Выступление члена Президиума Международной Общественной Палаты, Председателя Совета ДРОО «Уздени Дагестана»  Керимхана Амирхановича Умаханова на экспертных слушаниях «Наследие Имама Шамиля — историческое достояние и память о герое становления многонационального государства» (8 декабря 2022 года).

Имам Шамиль родился по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, т. е. в первый день Нового года, 26 июня 1797 г. в с Гимры Унцукульского района. Серьезным учением Шамиль занялся с 14 лет. В 20 лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы философии и законоведения.

Став 3-м имамом Чечни и Дагестана, Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни. Он обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, отличаясь твердой и непреклонной волей, он воодушевлял горцев к самоотверженной борьбе. Шамиль был не только выдающимся полководцем, но и мудрым государственным деятелем. человеком высокообразованным, обладающий разнообразными знаниями.

Имам Шамиль был интернационалистом, он не только не различал людей по национальному признаку, но считал это в соответствии нормами шариата большим грехом. Шамиль всегда говорил: «Все люди — братья». В его обращении к народу говорилось: да будет известно и ведомо вам, что жители всего Дагестана у меня наравне с детьми моими». Имам Шамиль всегда говорил: вознеся высоко, будь скромен, став сильным, будь милосерден.

Авторитет его был неколебим даже среди врагов. Он находил в себе духовную силу даже в непримиримых условиях войны быть милосердным по отношению к пленным русским солдатам и их религии. Он выделял им землю, разрешал построить церковь, строго соблюдать устав своей религии.

Пройдут века. Перед образом имама Шамиля будет преклоняться мир, потому что он был свят в своем человеческом достоинстве, справедлив, бескорыстен, великодушен, неподкупен, а честь и совесть ценил больше жизни.

Обращение к историческому прошлому Дагестана и Северного Кавказа, к жизни и деятельности одного из самых великих его представителей важно не только как признание заслуг Шамиля, но и, прежде всего, как стремление осмыслить прошлое во имя настоящего и будущего.

Имам Шамиль не принадлежал одному народу, представителем которого он был. Шамиль был сыном всех дагестанских народов. Никто на земле не принес Дагестану такой славы и вряд ли принесет, как Имам Шамиль.

К сожалению, до сих пор продолжаются попытки перевести борьбу восставших горцев в сферу межнациональных отношений и представить ее как борьбу против русских, что однозначно опровергается историческими фактами. Народы Северного Кавказа боролись против социального гнета, откуда бы оно ни шло, а война носила оборонительный характер.

Имя Шамиля дорого дагестанцам, оно с великим уважением произносится и передается из поколения в поколение как олицетворение чести и достоинства дагестанских народов. Мы всегда считали Шамиля своим современником, неизменно присутствовавшим в наших помыслах и делах. Шамиль был противником смертной казни и кровной мести. При этом он внушал своим наибам и сподвижникам чувство справедливости во всех своих решениях и действиях. Шамиль был чрезвычайно скромен в быту, не любил роскоши и праздности. Худшими человеческими пороками считал лживость, продажность, безверие, пьянство, курение.

Когда многие клеймили Имама Шамиля, а так называемые нынешние «шамиловеды» боялись произносить даже имя Шамиля, лачка из села Куты-хуты Лакского района Марьям Ибрагимова написала исторический роман-трилогию «Имам Шамиль», в котором блестяще описала трагические героические страницы Кавказской войны. Ее книги об Имаме Шамиле являлись для нас теми же, что эпопея «Война и мир» Толстого для России. Марьям Ибрагимова с пером в руках в течение 30 лет защищала Имама Шамиля от очернения и клеветы. Она была настоящим шамиловедом. Написать так ярко, достоверно как Марьям Ибрагимова о Великом Имаме и его эпохе, как будто она постоянно была рядом, собрать столько материала, побывать в стольких архивах, вряд ли кто может из современных писателей, журналистов и историков.

Трилогия «Имам Шамиль»  — итог многолетней исследовательской работы – занимает особое место в творчестве Мариам Ибрагимой. Вначале потребовался очень кропотливый труд с тем, чтобы создать произведение. А за тем ушли десятилетия на то, чтобы доказать его значимость. Для Мариам это стоило огромных переживаний. Иметь клеймо «врага народа» — нести тяжкое бремя.

Время убеждает: оно умеет все расставить по своим местам. Мариам не только воскресила имя легендарного имама Шамиля, но и убедила, как важно каждому народу знать свое прошлое, как необходимо взвешенно подходить к различным событиям, не бросаться в крайности исторических оценок. Мариам Ибрагимова по-своему открывает для всех нас Дагестан, расширяет знание о нем, почтение к которому еще более возрастает. За строками ее произведений кроется дух всего Кавказа – свободолюбивого, правдивого, высоко духовного. Её роман «Имам Шамиль» по праву является лучшим художественным описанием Шамиля и Кавказской войны.

Сейчас многие лжецы и аферисты, наподобие так называемых дагестанцев, лжепотомков Имама, которые распространяют лживые фейки о создании на Украине батальонов под именем имама Шамиля и   распространяют лживые и позорные сплетни о том, что якобы имам Шамиль враг русского народа и многую другую чушь.  Они же стараются нагло и бессовестно обозначить себя рядом с Шамилем, хотя они не имеют ничего общего с ним.

«От тех богобоязненных, веками безропотно покоряющихся превратностям судьбы горцев, ценивших свободу, совесть и честь дороже жизни, я научилась веротерпимости, почтительному отношению к сединам, милосердию к немощным, презрению к подлым», —  казалось бы, как далеки от нас те времена, о которых вспоминает Мариам, но как созвучны ее слова современности.

У мудрого дагестанского народа нам бы и сейчас поучиться лучшим качествам, которые ценились испокон веков. «Что удивляло, — пишет Мариам, -та невиданная нигде больше всеобщая доброта, готовность в любую минуту прийти на помощь друг другу, отсутствие зависти, злословия». А ведь люди переживали очень тяжелые времена. Они трудились от зари до зари: на клочках земли сеяли пшеницу, сажали картофель, морковь. Печь топили соломой… «Повседневной пищей было толокно – мука из зерен овса, ее разводили сырой водой, в особых случаях добавляли к толокну масло и брынзу – что считалось деликатесом».

Народы, познавшие в высшей степени все превратности судьбы, знают особую цену мирному дню, хлебу на столе, песни на празднике, гостю в доме. Видимо, поэтому наши народы сейчас все больше направляют взоры друг к другу с тем, чтобы сотрудничать, дружить, больше познавать богатую культуру, традиции обеих стран.

Например, Белорусы, кто хорошо знал какими усилиями давалась Победа, с огромной благодарностью вспоминают помощь народов Кавказа в годы Великой Отечественной войны. Как известно, нередко в то время раненым нужна была кровь и ее охотно давали люди разных национальностей. Все объединились в едином порыве превозмочь грозного врага.

Жаль, что сегодня провокаторы, авторы лживых фейков об имаме Шамиле не помнят эти уроки истории. Они очень поучительны во всех отношениях, ибо мир для всех народов самая большая ценность.

Имам завершил свой жизненный путь 04 февраля 1871 года на священной земле Аравии и похоронен с величайшими почестями в городе Медине, рядом с мечетью и могилой пророка Мухаммеда (салалавату таг\ала г\алейгьим ва ссалам). Шамиль не покинул свое отечество, отправляясь в хадж, собирался вернуться. Но судьба распорядилась так, что он скончался на родине ислама.

А что касается создания на Украине батальонов именами  Шейха Мансура и Имама Шамиля, хочу сказать, что это ложь и клевета, спровоцированная западными спецслужбами, ибо против русского народа и ее интеллигенции Шамиль не воевал, и эта лжеинформация не имеет никакого отношения к имаму Дагестана и Чечни. Мы уверены в том, что это очередная авантюра против нас всех. Шамиль завещал нам жить в мире с Россией! И сегодня мы едины.

Считаю, что такие фейки созданы не случайно. Во-первых, дестабилизировать ситуацию в России. Во-вторых, настроить жителей и бойцов из Северного Кавказа, которые активно принимают участие в спецоперации, против русского народа и государственной власти. Мягко говоря, эти люди ведут себя далеко не совсем хорошо. 

В реальности же, мы видим жестокость, насилие, убийства ни в чем неповинных мирных людей (8 лет они бомбили Донбасс). И планы их нарушила Россия. Она не дала продолжаться геноциду русскоязычного населения ДНР и ЛНР. А укронацистам не остаётся ничего, кроме как промыть людям мозги.

Поэтому сегодня надо одно понимать — говорить с этими нелюдями не о чем. И они будут дальше прикрываться различными именами. Но суть их и природа совершенно другие. Это ни с чем не сравненная жестокость и насилие в отношении мирных жителей — нацистская идеология покрыла всю Украину.

Надо сегодня быть вместе. В единстве наша сила. И потом держаться вместе с братской Республикой Беларусь! Вот наши кровные, истинные друзья и братья.

Не дадим убивать наших людей! Не потерпим этого никогда! За Россию! За Беларусь! За Дагестан!

Сейчас Дагестан переживает такой период, когда требуется чрезвычайная консолидация всех сил, сплоченности всех народов, общественных слоев и граждан в решении проблем, которые стоят перед республикой.

У нас могут быть разные политические взгляды, мы можем расходиться в оценках тех или иных исторических фактов и событий. Но у нас есть общий дом – наш Дагестан, где мы живем, должны жить наши дети, внуки и грядущие поколения. Во имя того, чтобы не дать разрушиться этому дому, сделать его уютным и достойным для жизни цивилизованного человека, мы должны объединить свои усилия, проявить мудрость, терпение и ответственность, завещанные нам нашими предками.

Пусть мечты лучших представителей Дагестана, России и Беларуси о благополучии и процветании народов наших стран станут реальностью!