ЛЕВ КРИШТАПОВИЧ: Необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории
Доктор философских наук, профессор, начальник научно-исследовательского отдела Белорусского государственного университета культуры и искусств Лев Криштапович:
“Чтобы должным образом понимать достижения Союзного государства Беларуси и России, необходимо ясно представлять смысл постсоветской истории. Будем исходить из бесспорного. Разрушение СССР – это геополитическая катастрофа. Обломки геополитической катастрофы – так называемые новые независимые государства, возникшие на постсоветском пространстве. Формально – это были государства. Фактически же – своеобразные удельные княжества, оказавшиеся под внешним управлением со стороны Запада. Отсюда и идея Союзного государства как необходимого условия освобождения от западного внешнего управления и восстановления подлинной самостоятельности, настоящей, а не бумажной государственности. Именно в этом и заключается главное достижение – Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России. Наши братские народы первыми осознали пагубность геополитической катастрофы, дезинтеграции и взяли курс на строительство Союзного государства. Трудность союзной интеграции обусловлена тем, что выход из ситуации геополитической катастрофы предполагает отказ от дезинтеграционной государственности и признание общего союзного интереса для Беларуси и России. Признание этого дается с трудом, поскольку отказ от дезинтеграции требует принципиально нового уровня политического и государственного мышления, понимания того, что интеграция постсоветского пространства как раз и обеспечивает восстановление реальной государственности. Но эта государственность именно интеграционная, а не дезинтеграционная, каковой она стала в результате разрушения СССР.
Парадокс еще и в том, что маленькие осколки геополитической катастрофы в отличие от большого осколка (Российской Федерации) в большей степени привержены сохранению дезинтеграции постсоветского пространства. Им кажется, что они достигли максимума в своей государственности, отсюда их желание законсервировать дезинтеграционную стадию своего существования, не понимая того, что тем самым они консервируют свою квазигосударственность и лишаются подлинной государственности. Наглядный пример – Украина.
Вот почему важно видеть принципиальное различие между интеграционной государственностью и государственностью дезинтеграционной. Интеграционная государственность – это реальная государственность, дезинтеграционная государственность – это мнимая государственность. Сейчас мы находимся в ситуации, когда осуществляется процесс перехода от дезинтеграционной (мнимой) к интеграционной (подлинной) государственности. Этот процесс носит противоречивый характер, когда старое (дезинтеграция постсоветского пространства) препятствует, противодействует развитию нового (интеграции постсоветского пространства). Но здесь главное не впадать в уныние и понимать, что пока окончательно новое (интеграция) не одолеет старое (дезинтеграцию) сложности в cоюзном строительстве будут существовать.
Сегодняшний застой в строительстве Союзного государства обусловлен исчерпанностью первого этапа союзного строительства. Совместные союзные программы, производственная кооперация белорусских и российских предприятий, социальная политика Союзного государства, согласованная внешняя и оборонная политика, Парламентское собрание Союза Беларуси и России являются пределом первого этапа союзного строительства. Продолжать оставаться на этой стадии – значит толочь воду в ступе. Сегодня надо переходить ко второму этапу союзного строительства, а именно: введению единой денежной единицы, союзного гражданства, полноценных союзных парламента и государственных органов, конституции Союзного государства. Прямым следствием второго этапа союзного строительства должна стать международная субъектность Союзного государства. Такова логика союзного строительства, прописанная в Договоре о создании Союзного государства.
Здесь надо понимать, что союзность – это атрибутивный признак белорусской и российской государственности. Вне рамок союзности как белорусская, так и российская государственность неполноценны, ущербны, отягощены геополитической катастрофичностью, дезинтеграционностью. Понимание и признание союзного характера белорусской и российской государственности – непременное условие успеха союзной интеграции. Идя по пути строительства Союзного государства, переходя от первого ко второму этапу союзного строительства, мы тем самым выходим на дорогу самостоятельного развития. Кто не понимает этого или противодействует союзному строительству, созданию полноценного Союзного государства, тот или остается в плену дезинтеграционного мышления, или сознательно занимается как антироссийской, так и антибелорусской политикой.
Говоря о создании Общественной палаты Союзного государства и ее работе, важно иметь в виду следующее. Те реверансы, которые Евросоюз и Запад в целом отвешивали и отвешивают некоторым нашим политикам, которые тешат тщеславие наивной публики и узкой группы политических деятелей ничего общего не имеют с национальными интересами Беларуси и России. Необходимо ясно сознавать, ЕС в настоящее время является сугубо реакционным, олигархическим образованием, действующим в русле создания однополярного мира. В этом смысле Запад смотрит на Беларусь и Россию исключительно через призму однополярного мироустройства, консервации постсоветского пространства в дезинтеграционном состоянии. На это как раз и направлены все программы Евросоюза, начиная от Восточного партнерства, всевозможных ассоциаций, НАТОвских «мирных» сотрудничеств и кончая евроинтеграцией. Евроинтеграция – это есть политика дезинтеграции постсоветсткого пространства. Задача Общественной палаты Союзного государства в том и заключается, чтобы донести до сознания наших народов и нашей интеллигенции пагубность всех этих «европейских путей», понимание того, что чем быстрей мы покончим с собственной дезинтеграционностью, чем скорее создадим Союзное государство, тем быстрее станем подлинно независимыми и самостоятельными субъектами международных отношений.
Не является секретом то, что господствующие элиты в России и Беларуси были ориентированы исключительно на Европейский союз. Последний изображался в виде этакой библейской обетованной земли, к которой мы все должны были стремиться. Короче: все хотели жить, как на Западе. Эта идея западничества образовывала лейтмотив политики в России и Беларуси. Занимая подобную унизительную позицию, мы cтавили и ставим себя в подчиненное, невыгодное положение, т.к. признавая за Евросоюзом и в целом за Западом роль учителя, тем самым мы фактически обязаны признавать его рекомендации по обустройству нашей жизни. А это значит — разрушить собственную экономику и собственное какое-никакое государство. Лишь с течением времени происходило отрезвление от подобного западничества и приходило некоторое понимание миражности этой обетованной земли. Но это отрезвление касалось не столько сущности западничества, сколько его частностей.
К примеру, критиковались двойные стандарты Запада во внешней политике, извращенное понимание прав человека, когда однополые браки возводились на пьедестал Декларации прав человека, ювенальная юстиция и т.п. Но сама западная идея (идея жить, как на Западе) – не подвергалась сомнению. Поэтому пока наши правящие элиты будут ориентироваться на Запад (а в настоящее время правящие элиты всех постсоветских республик ориентируются на западные ценности), говорить о собственно национальной политике в наших странах не приходится. Надо ясно понимать, что Запад озабочен не уровнем развития демократии и рыночной экономики в Беларуси и России, а тем, чтобы не допустить создания Союзного государства. Наоборот, в условиях антироссийских санкций Беларусь должна быть еще теснее с Россией, ибо если не устоит Россия, то рухнет и Беларусь. Стабильность и развитие Беларуси неотделимы от стабильности и прогресса России. Будущее Беларуси – только в Союзном государстве. Ибо весь нерв белорусской жизни связан с Россией. Он связан с Россией не только экономически, но и ментально, судьбоносно. Не случайно в свое время Александр Лукашенко справедливо утверждал, что кто бы ни пытался вбить клин в белорусско-российские отношения, ни у кого это не получится. В конце концов, нам необходимо перестать занимать позицию неких учеников Запада, просить его подождать, потерпеть пока мы научимся демократии и рыночным отношениям. Чтобы покончить с самообманом западной идеей, необходимо признать собственную систему ценностей, необходимо осуществить своеобразное импортозамещение западных идей национальной идеей. И такой национальной идеей Беларуси и России как раз является Союзное государство. Если члены Общественной палаты Союзного государства будут работать в этом направлении, у нас будет и национальная идея, и независимость, и суверенитет”.