ОБ ОПАСНОСТЯХ РАСКОЛА ПРАВОСЛАВИЯ

В сентябре 2018 Палата выступила с официальным заявлением в поддержку позиции Русской Православной Церкви и Белорусской Православной Церкви в отношении действий Константинопольского Патриархата по расколу мирового православия и политизации вопросов веры, а также опубликовала ряд комментариев.
Однако настойчивые попытки разрушить многовековое духовное единство православных россиян, белорусов и украинцев продолжаются, а их интенсивность и содержание окончательно выходят за рамки здравого смысла, элементарного приличия и самих христианских ценностей.
Члены Общественной Палаты Союзного государства продолжают комментировать ситуацию.

Галина Ивановна Климантова, президент НП «Национальный общественный Комитет «Российская семья», доктор политических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Лауреат премии Правительства РФ в области образования, руководитель Ресурсного центра Союза женщин России:
«Много верного уже сказано и написано по поводу инициативы Константинопольского патриарха Варфоломея, ведущей к разрушению единства православного мира. История дает нам примеры служения православных патриархов идеям милосердия и добра, защите прав верующих на жизнь. В самые трудные периоды истории лидеры Церкви оставались со своим народом, проявляя мудрость, сострадание и вселяя веру в высшие идеалы духовности и нравственной ответственности. Православная Церковь всегда выступала за народное единение и сплоченность, укрепление мира, высшие духовные ценности. Сегодня мы живем в очень сложный период развития цивилизации, нарастают угрозы военных конфликтов, террориза… В муках рождается многополярный мир. В этих условиях неизмеримо возрастает ответственность лидеров конфессий за сохранение мира, предотвращение конфликтов, несущих беду и страдания всем народам. Служение Господу во имя высших целей Его заповедей исключает мелочную, политическую «возню», ведущую к их попранию. Полагаю, что за действиями Константинопольского патриарха стоят в первую очередь политические амбиции последствия которых непредсказуемы. А ведь людям сегодня так нужны мир, созидание и любовь как завещал Всевышний».

Игорь Васильевич Котляров (Беларусь), заместитель председателя Белорусского отделения Международного Фонда единства православных народов, руководитель белорусской делегации в Международном Фонде единства православных народов, Заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор социологических наук, профессор:
«Огромную роль в решении многочисленных современных проблем играет Православная церковь. Религиозный фактор на протяжении всей истории человечества влиял на социокультурное развитие общества, на государственные, межнациональные отношения, политику, экономику, семью через деятельность верующих индивидов, групп, организаций. Православные религиозные ценности и целевые установки способствовали развитию общественных отношений. В жизни современного белорусского общества Православная церковь является значимым морально-этическим центром и важным источником общечеловеческих ценностей. В различных социальных слоях и группах белорусского общества растет глубинная потребность в духовных ценностях, в их постоянном постижении и осмыслении. Ответы на это стремление помогает получить Православная церковь. Заботясь о развитии личности, она никогда не забывает о главном, что выделяет человека из окружающего мира – его духовной и нравственной составляющей. Именно душа человека, его возможность свободно выбирать между добром и злом являются его отличительными свойствами среди прочего Божественного творения. Белорусская церковь ведет большую, целенаправленную работу по воспитанию морально-нравственных ценностей людей, помогает обрести внутреннюю целостность личности, крепость семьи и общественных отношений. Белорусское государство и церковь, не подменяя друг друга, многое делают для духовного совершенствования белорусского общества и народа. Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко неоднократно подчеркивал, что в том, что на белорусской земле не упала ни одна капля крови в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, огромная заслуга православия. Он отмечал, что основой духовно-нравственного развития белорусского общества являются православные ценности.
И для нас, белорусов, стало огромной неожиданностью, что Вселенский патриарх, предстоятель Константинопольской православной церкви Варфоломей заявил, что Украинская православная церковь должна получит автокефалию. Это грубейшее нарушение прав миллионов православных верующих, а их только в Беларуси более восьмидесяти процентов жителей страны, которые стремятся к миру и дружбе между народами, к единству Православной церкви. Это может привести к многочисленным жертвам среди верующих, разрушению православных святынь, как уже в Косово и на Кипре. Неужели Константинопольский Владыка об этом не знает?
Мне, как одному из основателей политической социологии в Беларуси, обидно и стыдно за моих коллег-ученых, которые поучаствовали в антиправославном деянии.
В тяжелые исторические времена, когда происходит переход общества от одного качественного состояния к другому, всегда находятся политики и ученые, теоретики и практики, которые из-за деньги, причем очень большие, целенаправленно «корректируют» исторические факты для «правильного» понимания современных событий, причем подведя под это псевдонаучную основу. Вспомним Фридриха Ницше, который утверждал, что «настоящее же, то есть бытие, не нуждается в памяти». Нельзя согласиться с ним и с его современными последователями, которые активно занимаются «критическим переосмыслением прежних оценочных критериев в новой парадигме». Никому нельзя топтать память, потому что это приводит к крови, причем большой.
Как показывают социологические исследования, Беларусь одна из самых толерантных стран в мире, государство, где нет межнациональных и межконфессиональных конфликтов, где ценят и уважают представителей всех наций и национальностей. Страна является живым воплощением диалога и толерантности, морали и терпимости к различным культурам, традициям, взглядам. В стране на всех уровнях бережно хранят иммунитет от всех болезней, поразивших межнациональные и межконфессиональные отношения во всем мире, развивают положительную составляющую часть советского наследия в сфере межкультурного диалога. В свое время Р. Киплинг написал всему миру известные строки: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Но в Беларуси они сходятся. Поэтому для нас даже дико, когда кто-то начинает выискивать, чья-то кровь течет в жилах, какой национальности человек.
Вера должна быть вне политики, как спорт, искусство, любовь. Но находятся люди, если можно их назвать людьми, которые по совершенно надуманным предлогам, а потом, оказывается, политическим, не пускают инвалидов без рук, без ног на Параолимпийские игры, которые являются целью их жизни, единственным утешением. Так теперь пытаются поступать некоторые клерки от Церкви. Вспомните, католиков и гугенотов, неужели вам мало Варфоломеевской ночи? Неужели вы хотите такую ночь в центре Европы? Опомнитесь!».

Алексей Николаевич Уланов (Россия), Заслуженный мастер спорта СССР, 4-кратный Чемпион Мира и Европы по фигурному катанию, Чемпион Олимпийских игр, 2-кратный Чемпион СССР:
«Это идет против всех человеческих, религиозных отношений. Эта линия идет сейчас против нашего государства. Против всех общечеловеческих, нравственных канонов, норм, по которым люди должны жить. Они сейчас все разрушаются. И это один из моментов, направленных на разрушение взаимоотношений между Украиной и Россией. Это всё проплачено американцами. Главный разрушитель этих взаимоотношений – это деньги, а деньги находятся в США.
Это попытка ещё раз унизить Россию, православие, продолжение 1917-го года. Это как на американские и немецкие деньги разрушали Россию в начале ХХ века, так на эти же деньги продолжают разрушать Россию».

 

Вячеслав Викторович Данилович (Беларусь), директор Института истории Национальной Академии Наук Беларуси, кандидат исторических наук, доцент:
«Опасен сам факт раскола. Сегодня важно, чтобы наши народы укрепляли единство, а раскол – это чрезвычайно плохо.
Я как историк убеждён, что у наших народов общие исторические корни. Моё отношение к украинскому народу, конечно же, не изменилось.
Я за то, чтобы религия, спорт, искусство объединяли народы, но современный мир показывает, что их всячески пытаются втянуть в политику, и это, конечно же, не на пользу».

Александр Яковлевич Михайлов (Россия), Народный артист Российской Федерации, Лауреат Премии Ленинского комсомола, Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, профессор ВГИК:
«Серьезные вещи происходят, будет серьезное кровопролитие, если это не остановить. Готовится таким образом большое столкновение славян между собой. Цель всего этого столкнуть русских и украинцев. Реализуется доктрина Америки».

Наталия Николаевна Костюченко (Беларусь), Заместитель председателя Минского городского отделения ОО «Союз писателей Беларуси», Председатель секции прозы ОО «Союз писателей Беларуси»:
«Литература, искусство, а тем более вера должны быть сферой единения, а не разъединения людей, народов.
Государственная политика (в том числе национальная) оказывает далеко не благое влияние на нее.
Здесь естественной, органичной должна быть иная политика — политика души, политика совести,
основанная на общечеловеческих ценностях. А то, что происходит сегодня — разрушение
многовекового духовного единства православных россиян, белорусов и украинцев — равнозначно
катастрофе».

Александр Васильевич Даркович (Россия), Герой Российской Федерации, полковник:
«Я далёк от этих взаимоотношений между церквями. Но мне ясно, для чего это делается. Так же ясно, что этим всем кукловодят. Зарвавшихся руководителей и их советников успокоит только тюрьма или могила».

Александр Александрович Гугнин (Беларусь), профессор кафедры мировой литературы и иностранных языков Гуманитарного факультета Полоцкого государственного университета, доктор филологических наук, Почетный гражданин города Новополоцка:
«Всё очень горько. Любое расхождение русского, белорусского, украинского народов – это горько осознавать. С Беларусью и Россией этого пока не чувствуется, а вот между Украиной и Россией это происходит, к большому сожалению. Это как разрыв между родным братом или сестрой, это разрыв трагический.
Я воспринимаю этот разрыв как личную боль.
Любое действие, которое ведёт к разрыву между народами, играет на руку мировым силам (США и др.). Те, кто делает этот разрыв, они прекрасно это понимают, в том числе Константинопольский Патриархат. Любая религия должна нести добро и служить объединению».

Александр Иванович Тихонов (Россия), 4-кратный Олимпийский Чемпион, 11-кратный Чемпион Мира по биатлону, обладатель титула «Лучший биатлонист ХХ века» (IBU):
«Вся Украина во всех своих проявлениях движется к пропасти. Обнищавший народ. А тут еще раскол Православной Церкви. Я думаю, что за это ждет суровое наказание. Народ уже доведен до отчаяния. Народ живет очень плохо, и это будет последняя капля. Отнимать можно что угодно, но не веру. А тем более менять ее. Менять веру – это предательство».

Наталья Петровна Машерова (Беларусь), действительный член (академик) Международной Славянской Академии (МСА) наук, образования, искусств и культуры, член правления Международного Фонда Мира, доктор философии:
«Самое главное, что в сложной политической ситуации на Украине – это раскол. Константинопольский Патриарх вмешивается не в све дело. Это чревато новым витком войны, не только на востоке Украины. Это подрывная деятельность, спровоцированная извне в угоду политическим амбициям Порошенко.
В основе конфликта лежат причины политического характера. В первую очередь, обострение с Москвой необходимо Порошенко. Впереди на Украине выборы. Киевской власти необходимо найти новые аргументы для усиления противостояния с Россией, чтобы «угодить» своим истинным западным хозяевам и заработать необходимые для дальнейшего политического выживания дивиденды.
Таким образом возникает реальная и действенная угроза обострения военных действий на Украине. А это грозит обрушить и так трудно сохраняемое российским руководством равновесие на международной арене в условиях непрекращающейся войны на Донбассе и нежелания властей Украины потушить огонь гражданской войны.
Безусловно, Русской Православной Церкви нет причин бояться масштабного раскола православия. Гарантией служит ее масштаб, сила и независимость.
Но церковный раскол на Украине ставит под угрозу судьбы миллионы людей и множества стран. По сути дела, цель искусственно раздуваемого украинскими церковниками конфликта — это попытка разрушения тысячелетних традиций православия. В том числе и с помощью западной поддержки. Процесс этот необходимо остановить. И не допустить политического хаоса.
О национальном противостоянии – это опасно и недопустимо. Белорусы, украинцы, русские (и не только эти народы) имеют такие мощные общие славянские корни, что, с одной стороны, разрушить их практически невозможно. Но попытки сделать это были и будут. Самым грозным инструментом здесь является попытка разделения внутри славянского мира по национальным признакам. Тем более это недопустимо и крайне опасно совершать в церковной сфере. Народ всегда поступал мудро, воспринимая Храм как общедуховную обитель.
Поэтому так важно, чтобы гражданские институты в государстве с любой экономической, политической и социальной системой, становились плацдармом духовного объединения людей, а не разъединения общества. И никакие мотивы не могут быть основой для противостояния и, тем более, военного. Люди хотят мира и благоденствия. В этом всегда большая роль принадлежала церкви. В новых исторических реалиях роль и ответственность религиозного сообщества выросла тысячекратно. Особенно православия».

Сергей Львович Кандыбович (Россия), Председатель ФНКА Белорусов России, член Консультативного совета по делам белорусов зарубежья при МИД Республики Беларусь, член Вялікай Рады (Большого Совета) Международной общественной организации “Объединение белорусов мира «Бацькаўшчына» (Отечество)”, Заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук, профессор, четырежды лауреат Государственных премий РФ:
«Я не могу оценить, что в действиях Константинопольского патриарха более опасно. Все они противоречат духу, идеям, философии христианства и православия. Я могу лишь сказать, какие его действия были бы приемлемыми в сложившейся ситуации – это предложение выступить медиатором в разрешении нарождающегося конфликта и раскола между Российской и Украинской Церковью, поскольку раскол есть результат действия политических сил. Но существуют ценности более высокого порядка и единая Православная Церковь — одна из них, и Константинопольский патриарх должен прекрасно это понимать.
Православные святыни останутся навсегда таковыми в сознании всех искренне верующих людей, вне зависимости от национальности и географического положения. Другое дело, что сложившаяся ситуация может резко затруднить, например, паломничество к святыням. Что касается национальностей священников, то для меня, как, думаю, и для любого искренне верующего православного, это один из последних по значимости вопросов. Воцерковленные православные, как правило, посещают один, свой храм, знают священника и уж конечно не станут менять своего духовника по национальному признаку.
В вопросах веры национальность никогда не играла решающей роли. Более того, как показывает история, в России для представителей любых национальностей принятие христианства автоматически делало его «своим», нивелировало национальные отличия. Эта традиция, философия идет еще от Иисуса Христа и первых апостолов, и смешно предположить, что некие политические игры в которые оказалась втянута часть священства может как-то поколебать эту традицию, это мировоззрение.
И ещё: в период 1989-1992гг. я проходил службу в политуправлении Прикарпатского военного округа (г. Львов). Так вот: в этот период на территории Львовской, Тернопольской, Ровенской, Ивано-Франковской, Волынской областей разыгрывались жуткие события по захвату православных храмов… ЭТО БЫЛО ПОЧТИ 30 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД!!!».

Виктор Владимирович Аксючиц (Россия), доцент Государственной Академии славянской культуры, государственный Советник РФ 1 класса:
«Опасны все последствия, поскольку несамостоятельный Константинопольский патриарх специально подвинут на эту акцию США. Только им выгодна перманентная нестабильность на Украине — в центре Европы. Наиболее опасны — раскол всемирного православия (разделить всегда легче, чем соединить) и неизбежная религиозная война на Украине.
Великороссы, малороссы и белорусы — народности русского народа. Мы были и остаемся одним народом, вопреки силам разъединения и погубления».

Андрей Евгеньевич Геращенко (Беларусь), председатель Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников:
«Думаю, что тема обсуждения очень важна и отвечать нужно также предельно ясно и чётко. Роль Константинопольского Патриархата, который по традиции сохраняет мнимое первенство, утрачена много веков назад. Сегодня это мелкая церковь, не имеющая никакого серьёзного статуса даже в Турции. По сути, патриарх в Константинополе чрезвычайно зависим от Турции и США. Его так называемое «первенство» активно используется США и Западом в целом для противостояния с Россией на Украине. Это вопрос не веры, а сугубо административный и политический. Взяв под контроль Украину, США стремятся взять под контроль и православие на украинских землях. Тут Константинополь и пригодился. Совершенно очевидно, что реальным лидером православия является Патриарх Московский и Всея Руси. Важны и иные поместные церкви – Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская. Что же касается ближневосточных патриархов, то они глубоко вторичны. Это давно следовало признать. Кризис на Украине как раз и высветил эту проблему. Единство православия, на мой взгляд, необходимо укреплять административно, сливая постепенно основные поместные церкви. И речь тут не о «папизме», а об элементарном здравом смысле. Ситуация на Украине возникла в том числе из-за решения Собора 1989 года в Москве о наделении УПЦ статусом самостоятельной. Более того, практика показывает, что фактически все независимые православные государства имеют свои поместные православные церкви. Понятно, что режим Порошенко, опираясь на США, а теперь и на томос Варфоломея, будут вести дело к созданию националистической православной церкви, враждебной прежде всего России и Московскому патриархату, и я не вижу пока серьёзных возможностей этому воспрепятствовать – вероятно, последует сценарий захвата храмов националистами и силовыми структурами. УПЦ Московского патриархата ждут очень нелёгкие времена. Это – следствие общей потери Украины и некая неизбежность, увы. Последний многотысячный крестный ход показал, что православные Украины не хотят идти этим путём, но одной молитвой противостоять дубинкам, прутьям и террору сложно. Поэтому нужно решать вопрос о единстве православия, и не только молитвенном, но и административном, в масштабах всего мира. Процесс этот сложный, но необходимый. Я встречал и варианты «решения проблемы» в виде смещения Константинопольской патриархии и выдвижения на первую позицию одной из следующий ближневосточных патриархий. Я считаю, что это не выход – как говорят в народе – замена «быка на индыка». Ситуация может повториться точно так же в будущем. Выход в реальной реформе и постепенном административном сближении ядра православия – России, Белоруссии, Сербии, Греции, Румынии, Болгарии и т.д. – тех, кто реально из себя что-то представляет.
Мы – один народ, у нас одна культура и вера, и общие святыни и никто национальностями не интересуется – ни священников, ни прихожан. Мы и в Общественной Палате не знаем толком, кто у нас белорус, кто русский и кто украинец. Наша церковь и вера – одна и общая! Но тема не такая простая, как кажется. Я, например, не люблю посещать храмы, где молятся на белорусском языке. У нас есть общий для России, Украины и Белоруссии церковнославянский язык для богослужений. А введение белорусского языка – шажок в сторону, с введения украинского вместо церковнославянского все начиналось и на Украине. Иное дело проповедь – она вполне может быть на русском или белорусском языке. Я в этом смысле консерватор, поэтому в храмы с белорусским языком богослужения стараюсь не ходить. Например, тот же пресс-секретарь БПЦ Лепин столько наговорил комплиментов нашим националистам, что на службу, которую бы он вёл, я бы тоже без особой нужды не пошёл… Церковь и клир должны служить нашему единению, а не растаскивать всё по национальным углам.
Очень просто сказать – мы за мир во всём мире и за любовь друг к другу всех православных. США и Запад давно всё политизировали. В спорте они унижают Россию – чего стоит выступление под белым флагом наших спортсменов на олимпиаде, в религии – провоцируют при помощи марионеточного Константинопольского патриархата раскол православия на Украине, в искусстве навязывают чуждые нам ценности, выдают Оскаров за безобразные и безнравственные фильмы, или ту же Нобелевскую премию Алексиевич… Надоело вечно оправдываться, посыпать голову пеплом, убеждать, что мы – не такие плохие. А нам говорят (и это повторяют некоторые и у нас) – покайтесь, может мы вас и простим. В смысле – разрешат в следующий раз один российский флаг нести среди тридцати белых? Идёт духовная брань, страшная война в сфере духа и слова. Каждый выбирает свой путь. Но я уверен, что долг и спортсмена, и клирика, и деятеля искусств – прежде всего, заботиться о единстве нашей цивилизации, нашего народа, выступать если не с оружием, то хотя бы с чёткой и ясной позицией в защиту всего, что нам дорого – семейных ценностей, нашей культуры, нашей Родины — нашего Союзного государства России и Белоруссии. А просто выступать «за мир во всем мире и всеобщую братскую любовь» наверное, правильно и, простите за откровенность – удобно во всех случаях, но мне кажется, что для мирян, общественников, лидеров, этого как-то маловато. Украину ведь тоже не за один день потеряли. Мы-то хотим мира и любви – беда в том, что они, наши оппоненты, хотят войны и ненависти. И на эти вызовы нужно отвечать».

Федор Вадимович Шелов-Коведяев (Россия), историк, дипломат, руководитель исследований Российского общественно-политического центра (РОПЦ), кандидат исторических наук, профессор, член экспертного совета Института политического и военного анализа:
«В действиях Константинопольского патриархата, на мой взгляд, наиболее опасно манипулирование и/или жонглирование историческими данными и документами. Да, митрополит Иона был поначалу поставлен Василием II Тёмным самовольно. Но, во-первых, сыгранная князем роль была целиком в русле византийских традиций (Император Ромеев председательствовал в Церковных соборах, утверждал их решения и т.д.). Во-вторых, предшественник Ионы Исидор был сведён со своего поста заслуженно: русские епископы не давали ему полномочий подписывать унизительную по своим условиям Флорентийскую (1439 года) унию с католиками, кою он одобрил ещё и с особым холопским рвением. В-третьих, «самопровозглашённый» статус Ионы продлился недолго: через несколько лет константинопольский патриарх, к тому времени покорившийся туркам, утвердил его избрание, то есть, Иона получил томос (всякое документально оформленное высшее церковное решение так называется). В дальнейшем русские митрополиты избирались самостоятельно, но с последующим одобрением Константинополя. Так что, о якобы перерыве в признании Русской митрополии речи быть не может. В-четвёртых, патриаршество на Руси было в 1589 году санкционировано Константинополем: Иов был наречён и поставлен константинопольским патриархом Иеремией II, находившимся тогда на Москве. В-пятых, вскоре это решение Иеремии было утверждено ещё и специально для того собранным Собором Патриархов, возглавлявших поместные Православные Церкви. То есть, юридически у Иова был даже не один, но два томоса. Таким образом, любые спекуляции на все перечисленные выше темы абсолютно неуместны.
Ни к белорусам, ни к украинцам моё отношение не изменилось, святыни я не делю по «национальному» признаку, этничность священнослужителей не проверяю.
Да, Церковь, безусловно, должна стараться уврачевать раны, наносимые светской политикой. И миротворческую роль её тут трудно переоценить. Однако, миротворчество не должно превращаться в примиренчество, в примирение со грехом, с греховным поведением как отдельных представителей Церкви, так и той или иной церковной организации в целом».

Елена Алексеевна Петрова (Россия), президент Академии имиджелогии, доктор психологических наук, профессор, Декан факультета психологии РГСУ, Почётный работник высшего профессионального образования РФ, член Союза писателей РФ:
«Сам факт отделения опирается на исходное представление о наличии различия и отсутствия единства. Либо есть единая Русская Православная Церковь , либо возникает две — Украинская Православная Церковь и Русская.
Недопустимо использовать религию в политических целях».

Юрий Вадимович Вороненков (Россия), руководитель Финансового пресс-клуба России:
«Еще до падения Константинополя Константинопольский Патриархат вступил в унию с римо-католиками, подчинив себя Римскому папе, попытавшись сделать униатской и Русскую Церковь. Москва воспротивилась этому и временно разорвала отношения с Константинополем, пока он оставался в унии с еретиками. В дальнейшем, после ликвидации унии, единство восстановилось, и именно Константинопольский Патриарх в 1589 году возвел в сан первого Московского Патриарха – Святителя Иова. В дальнейшем представители Константинопольского Патриархата не раз наносили удары по Русской Церкви, начиная от их участия в так называемом «Большом московском соборе» 1666-1667 годов, который предал древнерусские богослужебные чины проклятиям и закрепил раскол Русской Церкви.
Считаю необходимым вновь прекратить отношения с данным Патриархатом до его вразумления. Главное — не участвовать в католическом и протестантском богослужении.
Идет наступление на православие. Мы должны активно бороться за единство Русского Мира в информационном пространстве».

Василий Васильевич Мартецкий (Беларусь), директор Нового драматического театра г. Минска:
«На днях в Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) заявили о начале описи своего имущества на Украине украинскими властями в свете приближающейся автокефалии неканонической церкви Киевского патриархата…
Вот и раскрылась цель властей Украины в процессе создания «Своей церкви». Завладение собственностью и превращение церкви в политический инструмент – это все, что интересует киевские власти. Свобода и «свой незалежный путь развития» – только пыль в глаза доверчивых граждан и прикрытие большого предательства, надо сказать типичного, для поведения украинской «элиты». Однако, никогда в истории предательство не приводило к успеху, как самих «элит», так и украинского общества. Не приведет и сейчас! Предательство никогда и никого еще не приводило к успеху!
Очнитесь, братья! Благодаря безответственным и преступным действиям нынешнего украинского руководства вы уже стоите на краю пропасти! И только от вас зависит, будет ли сделан последний шаг. Имя этой пропасти – раскол Православной Церкви и (не дай Бог!) возврат к религиозным войнам… Страшнее этого история не знала ничего…
То, к чему сегодня подталкивает братский народ Украины его обанкротившееся руководство, это возврат в Средневековье и превращение людей в «население» без Бога и Веры! Они призывают вас совершить подлость ради имущества… А потом вы будете молиться не Богу, а имуществу… и это никак не поможет спасению души…
Оглянитесь вокруг! Сегодня вам с большим удовольствием вызвались помочь расколоть Православный мир американские священники, успевшие трижды поменять Веру и выполняющие задание Госдепа США. Раскольническую церковь Украины возглавляет вероотступник, преданный анафеме! Бесовщиной это зовется!
Очень надеюсь, что у народа Украины хватит мудрости, стойкости и мужества в это нелегкое время! Дай вам Бог сил для изгнания бесов из своего дома!»