НИКОЛАЙ БУРЛЯЕВ: Программный доклад на заседании Всероссийского совета отцов

В здании Общественной палаты Российской Федерации прошло первое заседание Всероссийского совета отцов. Новое общественное объединение, основная цель которого – формирование общероссийского движения отцов, развитие института наставничества и помощь в решении сложных вопросов, связанных с благополучием семьи и детей, приветствовала уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. С программным докладом на заседании выступил сопредседатель Общественной Палаты Союзного государства, президент Международного форума «Золотой Витязь», директор Института культуры МЧС России, Народный артист России Николай Бурляев.Участники заседания – авторитетные и уважаемые в российском обществе люди: специалисты по вопросам социальной защиты и правоохранительной деятельности, видные представители культуры и спорта, известные политические и общественные деятели. На обсуждение были представлены инициативы объединений из более чем 60 регионов страны, такие, например, как: «Совет отцов при администрации города Хабаровска», «Совет отцов Астраханской области», «Супер ПАПА» из города Новосибирск, и др.

Открывая заседание, Анна Кузнецова рассказала историю выпускника детского дома, которому повезло в жизни встретить неравнодушного человека. Тренер спортивной секции, где занимался парень, взял шефство над молодым человеком и, выступив в роли наставника, сумел повлиять на дальнейшую жизнь воспитанника, изменив ее в лучшую сторону.

«Мне бы хотелось, чтобы другие ребята, имеющие сложные судьбы, смогли встретить в своей жизни такого наставника, который стал бы для них отцом, положительным жизненным ориентиром. Ведь все дети, которые ходят сегодня на тренировки, учатся в школах, – это тоже будущие родители, и для них крайне важен ваш достойный пример», – подчеркнула детский омбудсмен.

В рамках состоявшейся встречи, участники обсудили множество вопросов. Говорили о проблемах поддержки семьи, лишившейся одного из родителей; о помощи детям, попавшим в неблагоприятную среду; об угрозах, которые могут представлять для формирования личности ребенка телевидение и интернет; о здоровье и демографической политике, и о многом другом.
С программным докладом на заседании выступил известный общественный деятель, сопредседатель Общественной палаты Союзного государства, президент Международного форума «Золотой Витязь», директор Института культуры МЧСРоссии, народный артист России Николай Бурляев.

– Отцы в России «выходят из подполья», – начал свое выступление Николай Петрович Бурляев, – это значит, что общество понимает, что ответственность за воспитание и судьбу подрастающего поколения в равной степени лежит на женщинах, матерях, и на отцах, мужчинах. Я завидую уважаемой Анне Юрьевне: она сегодня обрела много соратников, стала еще крепче.
Тема отцов и детей в семье, в культуре нашего государства, в том числе, и в кинематографе, – ключевая тема, транслирующая на уровне художественных образов фактор преемственности: родовой, цивилизационной, историко-культурной и социально-политической – любой! Угроза утраты данной преемственности, а мы ее утрачиваем, является для государства сигналом sos! требующим немедленного реагирования.
Кинематограф – наиболее массовое манипулятивное искусство, исподволь воздействующее на общественное сознание, активно формирующее поведенческие стереотипы, образы будущего.
Шекспир характеризовал острую проблему отцов и детей как «разрыв связи времен», когда распадается не только горизонтальная связь поколений, но и вертикальная – связь человека с Богом.
Голливуд еще за два года до последних президентских выборов в США начал системно выпускать серии фильмов, затрагивающих тему отцов, детей, семьи; общим у них был политический аспект: в финале каждого фильма разъединенные событиями жизни отец и сын, как правило, объединяются в стремлении вернуть находящемуся в кризисе государству былое величие. К сожалению, в России, например, такая киностратегия полностью отсутствует.
Тема отцов и детей, тема семьи, и позитивный образ отца являются центральными в китайском, индийском, иранском кинематографе; в образе отца выражаются позитивные характеристики главы семьи, соединяющие черты человека – гражданина, гордящегося своей страной и творящего добро, готового на самопожертвование. Кстати, модель такого кино китайцы позаимствовали в советском кинематографе. Сегодня российское кино, как и весь мировой кинематограф, последовательно утверждает негативный образ отца и девальвирует образ семьи. Наше кино показывает тотальную деградацию личность, разрушает связи отца и сына, а о Святом Духе в российском кино и говорить не приходится: понятие того, что над нами есть Господь, вообще выветрилось из сознания. В 90 % российских фильмов зритель наблюдает распад семьи, образ отца гипертрофирован и демонизирован: из 150 фильмов, созданных при поддержке Российского фонда кино, лишь несколько не «опускают» образ отца: «Цитадель», «Брестская крепость», «Экипаж», «Легенда 17», «Время первых», «Салют7». Полностью уничтожен детский кинематограф. Ликвидация Министерством культуры Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького и всей индустрии детского кино, мягко говоря, – бездумна, а говоря прямо – преступна!
Свято место пусто не бывает, российский экран заполнило «чужебесие» – шреки, монстры, герои-пауки и прочие чудовища. Героями экрана стали дурные отцы и наглые дети, презирающие отца и мать, тех, кого заповедано почитать. Российские психологи констатируют невиданный прежде градус «экранного внутрисемейного отчуждения». Например, фильм «Нелюбовь» Звягинцева утверждает тему отчуждения отцов от детей, семьи от государства, жена и муж ненавидят друг друга, а заодно и собственного сына-подростка. В этом фильме, как и в «Левиафане», автор последовательно декларирует распад семьи, деградацию отцов семейства. Кинематограф и театр «соревнуются» друг с другом в степени девальвации образов отца -главы семьи, и Минкультуры выдает на это деньги. Миллиарды рублей выделены, как сказал наш Президент, «на патологию и гомосексуальные темы» в театре Гоголь-центр. Многие режиссеры устремлены не к поиску идеала и гармонизации человеческих отношений, а к эпатажу, дисгармонии, пошлости и патологии, и руководители культуры безответственно выделяют на это миллиарды рублей. Почему это происходит? Минкультуры было лишено всякого влияния на культурную политику приказом Ельцина от 1992 года, оставившим взамен культуры только обеспечение прав и свобод, чем оно и занимается. На чем формировалось подрастающее поколение? На культуре вседозволенности, на лукавом кинематографе, раскрепощающем в юном человеке зло и низменные инстинкты, ведь основной аудиторией в кинотеатрах являются дети, подростки, молодежь.
Настало время восстановить разорванную связь времен, положить предел «культурной вседозволенности» в России. 24 октября 2014 года наш Президент принял исторический Указ «О государственной культурной политике» – указ планетарного уровня, который, как говорит министр культуры, «стал конституцией для Минкультуры». Это очень хорошо – на первых порах.
Для того, чтобы начал действовать этот Указ, чтобы передавались наши исконные традиции грядущим поколениям, необходим и второй указ, и с этим я за поддержкой обращаюсь к Анне Юрьевне, указ о выведении культуры, поддерживаемой государством, из сферы рыночных отношений: культура и рынок – понятия несовместимые. Рыночный кинематограф никогда не примет заявки на кино, пропагандирующее образ отца-героя. Необходимо установить ответственность Минкультуры РФ за выполнение государственной культурной политики, воссоздать киностудию детских и юношеских фильмов, ввести госзаказ на создание фильмов и других произведений искусства, утверждающих высокий образ отца, учителя, героя нашего времени, способного стать примером для подрастающего поколения. Нужно исключить присутствие на российских теле- и киноэкранах фильмов, наносящих вред традиционным духовно-нравственном критериям отечественной культуры.
Необходимо поддержать разработанный Общественного палатой Союзного государства (которая была создана в августе прошлого года и очень успешно и активно действует сегодня) проект Кодекса чести творческих работников Союзного государства.
Спасение России – есть спасение мира, гибель России – есть гибель мира. Сегодня у России появился шанс, и она может, в том числе благодаря появлению нашего Совета отцов, не погибнуть сама и даже стать примером для запутавшейся западной цивилизации. Самый главный бой – бой за душу человека, мы с вами – отцы России – не должны проиграть!

Депутат Государственной Думы, российский спортсмен Александр Карелин также отметил в своём выступлении, что работа Совета отцов должна строиться не по формальному признаку: «Мы должны ориентироваться на современные вызовы и опираться на наши исконные традиции».

«Проблем, требующих пристального внимания и решения, достаточно много. У нас есть над чем работать, но, главное, – есть кому работать», – подчеркнул Герой Советского Союза, основатель спецподразделения ФСБ России «Альфа» Геннадий Зайцев.

«Совет отцов – это огромное движение. Это новое слово в защите семьи и детства. Сейчас пишутся только самые первые страницы этой всероссийской структуры. Она соберет в себе практики советов отцов со всех регионов, будут выстроены конкретные программы. Уже сейчас понятно, что главными направлениями деятельности Совета станут вопросы наставничества, пропаганды спорта и здорового образа жизни, защита нравственности, института семьи и отцовства», – подвел итоги заседания председатель Общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка Андрей Коченов.