КЕРИМХАН УМАХАНОВ: Никто на земле не принес Дагестану такой славы, как Имам Шамиль

Работу 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля комментирует Председатель Совета ДРОО “Уздени Дагестана” Керимхан Амирханович Умаханов.

– Керимхан Амирханович, Вы возглавляете объединение «Уздени Дагестана». Кто такие уздени, и чем отличаются от других жителей республики?

Уздени Дагестана – свободные и вольные, благородные и великодушные люди свободной совести и незапятнанной чести; люди Слова, Долга, Добра и Справедливости, с развитым чувством чести и достоинства, олицетворяющие лучшие качества классического горца. Уздени – свободные общинники, которые всегда являлись костяком обществ (джамаатов) и по праву считаются историческим корнем дагестанского народа. Говоря о менталитете наших славных предков, веками живших в скалистых горах, где каменистая почва почти непригодна для пахоты, достаточно упомянуть, что они видели внизу плодородные долины, но не переселялись туда, зная, что это будет стоить им их независимости. Из этого следует одно – они дорожили свободой больше, чем жизнью. И нетрудно догадаться, что законы гор в подобных условиях были жёсткими, суровыми, они формировали горцев сильными духом и выносливыми физически. А понятие «узденство»  – это образ жизни, состояние души узденей, парадигма его нравственности; это обобщенная характеристика великодушных и благородных людей (джентльменов), сохраняющих рыцарскую этику своих отцов, их человечность и благородство, умеющих уважать чужие нравы и взгляды, но при этом стремящихся внести в мировую культуру блистательные принципы высокой нравственности, доставшиеся в наследство от наших славных предков.

– Что представляет собой кодекс узденской чести?

 – Кодекс узденской чести – это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, также нормы морали, выработанные на протяжении многих веков жизни всеми народами большого Кавказа в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности. Безусловно, в каждом из нас генетически заложено чувство чести и достоинства узденя.

Многовековые демократические традиции «вольных обществ» вступили в некий ментальный резонанс с природными качествами горцев, в результате чего резко усилились такие врожденные особенности этнической психологии узденей, как свободолюбие и глубокое отвращение к любой форме зависимости, честь и гордость, мужество и бесстрашие, чувство собственного достоинства, верность долгу и патриотизм. «Владения Дагестана, которые мы называем покорными,– писал генерал Евгений Головин,– как, например, воинственная Сирха в Дербентской провинции, Каракайтаг, Табасаран, сильная Акуша, дальняя Андалаль и мн. др. мечтают быть только в союзе с нами, а не в повиновении у нас…».

Каждый дагестанский джамаат имел свои специфические адаты, но все они, по большому счету, слились в единый для всего Дагестана этический кодекс чести узденя под общим названием «Намус», вобравший в себя все лучшее этическое наследие, которое было наработано предками за тысячи лет совместного проживания на этой территории. При этом, каждый джамаат сохраняет по сей день присущие ему детали этикета и особенности мировосприятия, которые никак не противоречат общедагестанским нормам, а напротив придают им дополнительные оттенки мировосприятия, обогащая общую палитру красок.

Законы и кодексы чести наших славных предков впитывались с молоком матери, они были в крови и плоти каждого. Жизнь узденя регулировалась с рождения и до смерти неписаным кодексом чести. Не было никаких иных ценностей, которые могли бы превалировать над понятием «честь». Сама жизнь имела ценность только в том случае, если она была посвящена сохранению чести и служению рыцарским принципам.

К великому сожалению, находясь в плену ложных ценностей, мы не осознаем и совершенно не умеем ценить, насколько нам повезло с моралью и духом предков, не развиваем в себе эти качества, а наоборот, гасим, с каждым днём все больше растворяясь в чуждой нам масс-культуре Запада. И, пока еще жива вера и уважение к старшим, нельзя допускать, чтобы сформировалось поколение, которое будет полностью пренебрегать законами гор и перестанет следовать заветам предков, нужно остановиться и сделать все, чтобы сохранить достоинство Кавказа, его дух и сущность.

Исходя из таких реалий сегодняшнего дня, Дагестанская региональная общественная организация по развитию культуры и традиций «Уздени Дагестана» со всей ответственностью подошла к этому вопросу, поставив перед собой цель – сделать все возможное, чтобы достойно возродить кодекс чести дагестанского узденя, сохраняя его традиционное название «Намус». Нынешние и будущие поколения дагестанцев должны сохранить блистательные традиции рыцарского Дагестана, его этику, стремление к добротворчеству, приоритет чести и благородства.

Только таким путем можно добиться согласия и спокойствия в нашем обществе, возродить былую толерантность наших людей. Старшему поколению следует зажечь в сердцах молодых людей стремление к Добру, Справедливости, Истине через пропаганду, испытанных веками, норм дагестанского кодекса чести «Намус». И вполне ожидаемо, что обращение к чувствительным струнам души, на генетическом уровне запрограммированным на честь и достоинство, не только у нас возродится гордость за свою славную историю, но и другие народы смогут перенять все хорошее, что заложено в вековых горских традициях.

– В каких отношениях с узденями был Имам Шамиль, и что сделал для них?

– Имам Шамиль рос и воспитывался в простой узденской семье, и потому он готов был ограничить личную свободу ради сохранения свободы и независимости богобоязненных узденей. В окружении Имама Шамиля всегда находились мужественные, свободные и вольные уздени, он всегда оберегал и заботился о них. Имам узденями считал всех вольных людей (кроме предателей и вероотступников), которые дорожили честью и достоинством больше, чем собственной жизнью.

И потому, одним из главных условий мира Имам Шамиль выдвинул условие «…не ущемлять свободу и независимость богобоязненных узденей»…

– Что дало Северному Кавказу воссоединение с Россией?

По словам историков, Имам Шамиль изначально был настроен на защиту свободы вольных узденей (горцев), но при этом никогда не отказывался от Российского государства. Вместе с тем, он видел Дагестан в составе Российского государства лишь при возможности сохранения нашей культуры, традиций и нашей веры. Основная заслуга Имама Шамиля заключалась в том, что он сумел построить настоящее демократическое государство «Имамат». Вместе с тем, Имам до последнего выполнял свой долг, сверяя каждый свой шаг по примеру Пророка Мухаммада (мир ему), твердо знал, что не имеет права рисковать жизнью женщин, детей и стариков, и всегда готов был к мирным переговорам.

«Будучи третьим Имамом Дагестана и Чечни, Имам Шамиль оказался мудрым государственным деятелем, мужественным воином и духовным лидером, который смог объединить народы Кавказа в национально-освободительной борьбе; и не случайно император Александр II принимал Имама как великого государственного деятеля, отдавая ему должное и как полководцу, и как лидеру «молодого» и очень дерзкого государства, просуществовавшего на части территории Дагестана и Чечни около 20 лет. Более того, Шамиль был готов на конфедерацию с Россией: денежное обращение и внешняя политика – за Санкт-Петербургом, а в остальном – широкая внутренняя автономия»,- подчеркнул в своем выступлении российский государственный и политический деятель Рамазан Абдулатипов.

Ведь народы Северного Кавказа боролись против социального гнета, откуда бы он ни шел, а война носила оборонительный характер.

– Дагестан – одна из самых многонациональных республик. Какие основные народы проживают здесь, и были ли между ними какие-то разногласия?

Имам Шамиль был интернационалистом, он не только не различал людей по национальному признаку, но считал это в соответствии нормами шариата большим грехом. Шамиль всегда говорил: «Все люди – братья». В его обращении к народу говорилось: да будет известно и ведомо вам, что жители всего Дагестана у меня наравне с детьми моими». Имам Шамиль всегда говорил: вознеся высоко, будь скромен, став сильным, будь милосерден.

Авторитет его был неколебим даже среди врагов. Он находил в себе духовную силу даже в непримиримых условиях войны быть милосердным по отношению к пленным русским солдатам и их религии. Он выделял им землю, разрешал построить церковь, строго соблюдать устав своей религии.

Пройдут века. Перед образом имама Шамиля будет преклоняться мир, потому что он был свят в своем человеческом достоинстве, справедлив, бескорыстен, великодушен, неподкупен, а честь и совесть ценил больше жизни.

Обращение к историческому прошлому Дагестана и Северного Кавказа, к жизни и деятельности одного из самых великих его представителей важно не только как признание заслуг Шамиля, но и, прежде всего, как стремление осмыслить прошлое во имя настоящего и будущего.

Имам Шамиль не принадлежал одному народу, представителем которого он был. Шамиль был сыном всех дагестанских народов. Никто на земле не принес Дагестану такой славы и вряд ли принесет, как Имам Шамиль.

К сожалению, до сих пор продолжаются попытки перевести борьбу восставших горцев в сферу межнациональных отношений и представить ее как борьбу против русских, что однозначно опровергается историческими фактами.

 – Современные противники Шамиля – кто они, чего добиваются, и зачем им это?

Когда многие лжеисторики клеймили Имама Шамиля, так называемые нынешние «шамиловеды» боялись произносить даже его имя. Был период, когда нельзя было публично говорить о Имаме Шамиле: все книги, фильмы, песни, конференции и многое другое о нем было под запретом. В этих условиях известная лакская поэтесса и шамиловед Мариям Ибрагимова, которая 30 лет с пером в руках защищала честь и достоинство Имама, рискуя своей репутацией, выпустила известную трилогию «Имам Шамиль».

В своей трилогии «Имам Шамиль», раскрывая истинный образ узденей – свободных и вольных людей, создавая картину жизни кавказцев того времени, описывая положительные качества Имама Шамиля как выдающегося государственного деятеля и мудреца, законоведа и воина, полководца и алима, вместе с тем высоконравственного и толерантного узденя, Мариям Ибрагимова красноречиво подчеркнула: соединились две стихии очень красивых и гордых народов «мужественных горцев и благородных русских дворян».

Ее книги об Имаме Шамиле являлись для нас теми же, что эпопея «Война и мир» Толстого для России. Мариям Ибрагимова с пером в руках в течение 30 лет защищала Имама Шамиля от очернения и клеветы. Она была настоящим шамиловедом. Написать так ярко, достоверно, как Мариям Ибрагимова о Великом Имаме и его эпохе, как будто она постоянно была рядом, собрать столько материала, побывать в стольких архивах, вряд ли кто может из современных писателей, журналистов и историков…

Имя Шамиля в последнее время стало использоваться и врагами России. Доходит до абсурда – даже на Украине появляются какие-то «батальоны имени Шамиля» для войны против его народа… С чем связана такая двойственность?

А что касается создания на Украине батальонов имени Имама Шамиля – это чушь, они не имеют к Имаму никакого отношения. Имам Шамиль завещал нам жить в мире с Россией, против русского народа и ее интеллигенции он не воевал! И сегодня мы едины. Мы понимаем, что это очередная авантюра против нас всех.

Я считаю, что такие фейки созданы не случайно. Во-первых, дестабилизировать ситуацию в России. Во-вторых, настроить жителей и бойцов из Северного Кавказа, которые активно принимают участие в спецоперации, против русского народа и государственной власти. 

Укронацистам не остаётся ничего, кроме как промывать людям мозги. Поэтому сегодня надо понимать – говорить с ними не о чем. И они будут дальше прикрываться различными именами. 

Почему именно фигура Имама Шамиля, а не какого-то другого уважаемого деятеля способна сегодня объединять народы Кавказа?

Имя Шамиля дорого дагестанцам, оно с великим уважением произносится и передается из поколения в поколение как олицетворение чести и достоинства дагестанских народов. Мы всегда считали Имама своим современником, неизменно присутствовавшим в наших помыслах и делах.

Имам Шамиль был противником смертной казни и кровной мести. При этом он внушал своим наибам и сподвижникам чувство справедливости во всех своих решениях и действиях. Он был чрезвычайно скромен в быту, не любил роскоши и праздности, худшими человеческими пороками считал лживость, продажность, безверие, пьянство, курение.

Став 3-м имамом Чечни и Дагестана, Шамиль 25 лет объединял горцев Дагестана и Чечни. Он обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, отличаясь твердой и непреклонной волей, воодушевлял горцев к самоотверженной борьбе. Имам завершил свой жизненный путь 04 февраля 1871 года на священной земле Аравии, и похоронен с величайшими почестями в городе Медине, рядом с мечетью и могилой пророка Мухаммада (мир ему). Шамиль не покинул свое отечество – отправляясь в хадж, собирался вернуться, но судьба распорядилась так, что он скончался на родине ислама.

Сейчас Дагестан переживает такой период, когда требуется чрезвычайная консолидация всех сил, сплоченность всех народов, общественных слоев и граждан в решении проблем, которые стоят перед республикой. У нас могут быть разные политические взгляды, мы можем расходиться в оценках тех или иных исторических фактов и событий. Но у нас есть общий дом – наш Дагестан, где мы живем, должны жить наши дети, внуки и грядущие поколения. Во имя того, чтобы не дать разрушиться этому дому, сделать его уютным и достойным для жизни цивилизованного человека, мы должны объединить свои усилия, проявить мудрость, терпение и ответственность, завещанные нам нашими предками.

Пусть мечты лучших представителей Дагестана, Кавказа и всей России о благополучии и процветании народов нашей страны станут реальностью!