ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НЕ ДОЛЖНЫ ПОДРЫВАТЬ ОСНОВЫ РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЙ

5 марта 2018 года в Москве в отеле «Золотое Кольцо» Управления делами Президента РФ состоялось межкомиссионное заседание Общественной Палаты Союзного государства, где был поднят и вопрос о вводимых Россельхознадзором ограничениях на поставки белорусской молочной продукции на территорию РФ.

Как отметил затронувший эту тему заместитель Председателя Комиссии Общественной Палаты Союзного государства по деловому сотрудничеству, экс-Министр торговли Республики Беларусь Петр Афанасьевич Козлов, проверенное годами и подтверждаемое широчайшей географией поставок по всему миру качество белорусских продуктов дает основания ставить под сомнение корректность выводов инспекторов Россельхознадзора, их непредвзятость и адекватность расширительного распространения претензий на все, что производится в Беларуси. В Беларуси действует мощнейшая система контроля качества продуктов питания, особенно в мясо-молочной отрасли, где немалый вклад в ее создание в свое время внесли и российские коллеги – и вряд ли разумно пытаться дискредитировать всю эту систему и совместные наработки в рамках Союзного государства из-за претензий к отдельным партиям отдельных товаров, с действительным происхождением которых еще предстоит разбираться. И тем более неправильна постановка вопроса со стороны контролирующего ведомства – столь враждебное восприятие его исполнителями самого надежного союзника и проверенного торгово-экономического партнера России.

Председатель ФНКА Белорусов России Сергей Львович Кандыбович согласился с важностью вопроса, но призвал не упрощать проблему, а признать, что действительно имеют место случаи и незаконного реэкспорта через Беларусь санкционных товаров из широкого спектра стран, и фальсификации сырья, и попадания в Россию под видом белорусской продукции из Украины, Польши и целого ряда других стран. Однако белорусские предприятия и ведомства недостаточно внимательно относятся к устранению замечаний российских контролирующих органов, затягивают процесс согласованных ранее корректирующих действий – и ряд их специалистов проявляет как минимум халатность, напрямую вредящую самой белорусской стороне. Ограничения на поставки в РФ белорусских продуктов вызывают сожаление – однако в ситуации не все так просто, чтобы можно было однозначно поддержать позицию одной из сторон, и всем предстоит очень большая совместная работа.

В целом же члены Палаты активно выступили в защиту белорусских производителей, привели ряд примеров белорусских продуктов, из года в год стабильно поставляемых в Россию и любимых потребителем, и обозначили необходимость проведения внеочередных слушаний с привлечением СМИ и профильных ведомств, посвященных проблеме. В том числе, было упомянуто и о других широко известных фактах, которые уж точно нельзя поставить в вину белорусской системе контроля качества: массовых фальсификациях белорусской продукции в регионах РФ и ее продажей под видом изделий известных брендов. Как отметили участники заседания, возможно, контролирующему органу следовало бы разобраться с очевидным фальсификатом, выпускаемым и реализуемым на своей территории, а уже затем делать категоричные заявления в адрес белорусов.

Александр Ольшевский

Под несколько иным ракурсом предложил посмотреть на проблему Руководитель Аппарата Общественной Палаты Союзного государства, член Комитета по вопросам экономической интеграции и внешнеэкономической деятельности Торгово-Промышленной Палаты РФ и Российско-Белорусского Делового Совета Александр Сергеевич Ольшевский. Он предположил, что первичен здесь человеческий фактор, а именно кадровая проблема, вырастающая в международную. Не случайно на предыдущем заседании Палаты столь активно обсуждалась необходимость разработки Кодекса чести служилого сословия, проект которого инициировал президент Коллегии военных экспертов России, генерал-майор А.И. Владимиров. Налицо проявления именно этой проблемы: формально сотрудники Россельхознадзора лишь делают свою работу, выявляя нарушения и применяя меры к их устранению, в меру своего разумения. Однако при этом не вникая в общегосударственные интересы, стратегию, внешнюю политику, даже не пытаясь мыслить столь сложными категориями – и напрямую вредят стране и ее отношениям с ближайшим союзником. Опасны ведь не ограничения как таковые, а то, что специалисты, в полномочиях которых контролировать распространение болезней свиней и кур, позволяют себе корректировать внешнюю политику России, делать некорректные обобщения и бездумно принимать решения уровня как минимум МИДа, а где-то и главы государства.

Эксперты призвали не забывать при рассмотрении проблемы о нескольких существенных факторах.
Во-первых, Беларусь – участник Союзного государства и единственная страна со столь высоким уровнем интеграции с Россией. Поэтому действовать с нею исключительно формально, как просто с “одной из зарубежных стран”, поставив ее в один ряд с теми же странами Евросоюза, ведущими против России экономическую и информационную войну – со стороны Россельхознадзора как минимум недопустимо.
Союзные документы предусматривают равенство прав граждан и хозяйствующих субъектов двух стран, безбарьерную среду для них. Следовательно, проблема с качеством продукции каких-то из белорусских предприятий – проблема внутреннего рынка Союзного государства, точно такая же, как и фальсификат, производимый в России. Ведь если контролирующие органы выяснят, что в какой-то из областей РФ есть проблемы с качеством молочных продуктов – никто не станет устраивать экономическую блокаду этого региона. Так должны решаться и проблемы с продукцией любой из территорий Союзного государства – совместными действиями, а не выстраиванием барьеров. Из этого должен следовать очень верный посыл – внутри Союзного государства правильно рассматривать как субъект нарушения контроля качества только предприятие (производителя, поставщика), но никак не территорию. Предприятия можно сколько угодно наказывать, требовать устранения замечаний, закрывать их поставки. Но оскорблять всю Беларусь, огульно обвиняя в некомпетентности всех, кто работает в ее пищевой отрасли и по сути называя всех жителей страны мошенниками и фальсификаторами – как минимум преступная халатность и глупость, с далеко идущими политическими последствиями.
Во-вторых, наиболее существенная часть территории Союзного государства приходится все же на Российскую Федерацию и относится к прямому ведению того же Россельхознадзора. Коль скоро этот орган жестко обвиняет в некомпетентности и неспособности справиться с «серым» реэкспортом и фальсификатом белорусские контрольные структуры, и считает эту неспособность достаточной для блокирования поставок из Беларуси – он должен обладать успешным опытом решения тех же проблем на своей подведомственной территории. Которым следует поделиться и научить коллег по Союзному государству. Однако факты и статистика говорят об обратном: решений для аналогичных, а подчас и более серьезных проблем с явным фальсификатом, использованием санкционного сырья, производства недоброкачественных и откровенно опасных продуктов рядом российских предприятий пока так и не найдено. Значит, следует работать с белорусскими госорганами в самом тесном контакте, совместно искать решения, обмениваться опытом, поддерживать добросовестных производителей и наказывать недобросовестных – а не пытаться увести проблему в плоскость несуществующего системного конфликта.
В-третьих, внешняя политика и функционирование международных интеграционных объединений (напомним, что Союзное государство развивалось 20 лет) – слишком важные сферы, чтобы позволять корректировать их одному непрофильному ведомству. Уже к сегодняшнему моменту, некорректные обобщения со стороны работников Россельхознадзора оскорбили и оттолкнули от России больше дружественных и лояльных к ней белорусов, чем это удалось за все последние годы всей западной пропаганде – и следует задуматься, халатность это или чье-то намеренное вредительство. Поэтому целесообразно смотреть на вопрос по-союзнически и конструктивно. Безусловно, нет дыма без огня: никто не спорит, что фиксировались и случаи незаконного реэкспорта, и поставки товаров ненадлежащего качества – как, впрочем, и в России. Но следует не подрывать экономику друг друга, а совместно решать проблему, усиливая этим все Союзное государство. Раз речь о контрабанде, фальсификациях, даже подложных документах на продукцию – у всего этого есть источники, схемы, организаторы, пособники на обеих сторонах… Россельхознадзор и белорусский Минсельхозпрод могут до бесконечности встречаться, но добрых три четверти составляющих всего этого никак не относятся к их компетенции, и они с этим не справятся. Для решения проблемы нужен глубокий анализ ситуации и ее межведомственное решение. Поскольку контрабанда из третьих стран – это и таможенные органы, раз криминал – как минимум еще МВД и СК, раз все это столь масштабно подрывает экономические связи – очевидно, еще ФСБ и белорусский КГБ. Опять же, для контроля политической части закрепленные постоянные представители МИД, интеграционных структур, парламентарии. Целесообразно настаивать на формировании такой двусторонней межведомственной группы для решения проблемы, затянувшейся уже на несколько лет.

Необходимость повышать уровень внимания ко всем вопросам, затрагивающим отношения с Беларусью как основным союзником и партнером по Союзному государству отметили и другие члены Палаты. О высокой ценности российско-белорусских отношений, общности интересов и потребности не допускать необдуманных действий исполнителей, способных повредить им, выступили также Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной Премии СССР Зинаида Михайловна Кириенко, Директор Института политических исследований, Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму Сергей Александрович Марков, научный руководитель ООД «Российский союз за здоровое развитие детей», доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный, член Правления Союза журналистов, руководитель Финансового пресс-клуба России Юрий Вадимович Вороненков.

По результатам заседания, принято решение назначить отдельные тематические слушания, посвященные затронутой проблеме, в рамках подготовки ко Дню единения народов Беларуси и России.