ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО PR БУДЕТ ПРИСУЖДАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО

Международная Общественная Палата созыва 2020-2025 учредила Профессиональную Премию за выдающиеся достижения в области международного PR “Кубок диалога”. Премия будет вручаться PR-специалистам, которые своими проектами, акциями и мероприятиями вносят значительный вклад в укрепление взаимопонимания между странами и народами, мира, согласия, конструктивного диалога, общественной дипломатии.

Александр Ольшевский

Комментирует Сопредседатель Международной Общественной Палаты, член Союза писателей России и Союза писателей Союзного государства Александр Ольшевский. Кстати – один из основоположников антикризисного PR в СНГ, автор известных пособий «Антикризисный PR и консалтинг», «Негативные PR-технологии», “PR для командующего реальностью. Методичка информационного военачальника”, “Управление слухами. Практическое пособие”, реализовавший сотни проектов и подготовивший десятки учеников. Своими проектами в сфере народной дипломатии способствовал созданию значимых диалоговых площадок и целевых программ, сплочению в защиту международных интересов Отечества легендарных деятелей спорта, культуры, образования, науки, военачальников, государственных и общественных деятелей. В 2017 году стоял у истоков создания Общественной Палаты Союзного государства, охватившей деятельностью 19 стран, а с 2020 года она была преобразована Международную Общественную Палату и работает уже с 31 страной ближнего и дальнего зарубежья. Участвовал в формировании Международного Общественного Оргкомитета мероприятий к 75-летию Великой Победы, объединившего представителей 7 стран, а в 2021-м, в год 35-летия Чернобыльской катастрофы, возглавил Попечительский совет Международного Чернобыльского Форума, включающего представителей 14 стран.  Заслуги отмечены высокими наградами Российской Федерации, Сирийской Арабской Республики, Монголии, Республики Беларусь, Республики Казахстан, международных организаций, Русской Православной Церкви, мусульманских муфтиятов.

– …Александр Сергеевич, почему вдруг именно сейчас Международная Общественная Палата сочла актуальным учредить еще одну PR-премию?

– В первую очередь, это признание возросшего значения работы PR-специалистов не только для решения локальных задач, но и для международных отношений. Когда уже и межгосударственные противостояния становятся преимущественно информационными или гибридными – внимания к состоянию отрасли, где разрабатываются и оттачиваются применяемые в них технологии, должно быть значительно больше. В том числе к ее стандартам, этике, тенденциям, передовому опыту, подготовке кадров. И к возможностям использования этого опыта в конструктивном русле, во благо общества, а не во вред ему.

В каждой профессии есть два основных подхода к знакам признания. Первый вариант – выделить лучших, самых-самых, овладевших всеми возможными высотами специализации. Таких PR-премий достаточно, как и связанных с ними возможностей мериться дипломами и статуэтками, спорить, кто «более гуру»… А второй – отметить за конкретное хорошее дело, принесшее конкретный общественно полезный результат. Ведь и обычный врач районной больницы способен совершить подвиг по спасению жизни в  экстремальных условиях, какого не совершал академик РАМН и лауреат Нобелевской премии… Наш вариант – второй. За полезные для общества дела следует награждать, на них нужно обращать внимание, заниматься ими должно быть почетно и заметно. Казалось бы, прописные истины – но часто в реальной жизни оказывается не до них.

– …То есть, Премия ориентирована в первую очередь на начинающих специалистов?

– Как начинающий, так и многоопытный, увенчанный всеми регалиями специалист может не нести социально значимой нагрузки и не приносить пользы никому, кроме себя. Задача Премии – стимулировать как самых опытных, так и только начинающих обратить свое внимание на сферу народной дипломатии, послужить обществу именно в ней. И мериться не авторитетом, а именно результатами. Как в средневековых турнирах, когда шанс был у каждого, а их итоги способствовали пополнению и расширению элиты.

– Но почему все-таки в области международных отношений, а не, например, помощи инвалидам или детям-сиротам?..

– Эта сфера сегодня самая сложная, самая проблемная. Традиционный социальный PR очень важен – но, к счастью, градус цинизма в обществе еще не дошел до сомнений, что инвалиды и дети-сироты нуждаются в помощи, или до агрессии в их адрес. Однако посмотрите, до какого абсурда доведена ситуация в международных отношениях, какой рост напряжения, враждебности, попыток изоляции целых стран… Если нас пытаются стравить даже с исконно братским украинским народом, причем небезуспешно… А еще – увы, в создании части имеющихся проблем есть вина и представителей PR-отрасли. Слишком многие разохотились бездумно злоупотреблять профессиональными талантами для разжигания межнациональной, межрелигиозной розни, превращения друзей во врагов, уже до неприличия… Живя одним моментом и не размышляя, что если придумать еще несколько тысяч виртуозных оскорблений в адрес какого-то народа, который мы столетиями  считали братским – как  потом восстанавливать с ним отношения?..

Есть и еще один нюанс. В международной сфере как нигде есть возможность с помощью PR решать задачи «под ключ», а не только их сопровождать. Ведь это область отношений, мнений, настроений. А как пиарщик, так и дипломат – в первую очередь коммуникатор. Здесь возможны очень высокие по качеству и уровню проработки решения.

 Похоже, речь еще и о некоем обновлении стандартов профессиональной деятельности пиарщика, требований к его работе?..

– Актуализация нужна любым стандартам. Назрела необходимость как минимум вводить понятия социальной и патриотической ответственности PR-специалиста. Ведь сколько усилий сейчас предпринимают все институты общества для борьбы с экстремизмом, наведения порядка в информационной сфере – и пиарщики, которые напрямую участвуют в управлении ею, не могут оставаться вне этих процессов…

Да и хватит уже изощряться, как бы креативнее поссорить Родину еще с кем-то, как бы добраться до каждого в мире, кого еще не успели против себя настроить. Почему бы не задуматься об обратном – а кого ты своей работой привел в союзники? С кем помирил, или хотя бы собрал за одним переговорным столом?

Похоже, кто-то даже приподнимает себе самооценку через раскол собственного общества, поиск врагов среди своих, подрыв своей же страны изнутри… Но вы же профессионалы!.. Что вы делаете? Зачем создавать искусственные дистанции и пропасти, зачем превращать противоречия в непреодолимые, а обиды в вечные?..

– Вы упомянули об Украине… Но ведь она позиционирует себя как противник России, и в сложных отношениях с ближайшими соседями?..

– Украина – это более чем 40-миллионный народ. Это родные нам люди, и по истории, и по духу, и по крови, они в принципе не могут быть нашим противником. Давайте будем говорить как есть – противниками позиционируют себя лишь отдельные официальные лица. И то, против чего они выступают – это тоже не российский народ, а отдельные официальные лица на российской стороне и их действия. Вот пусть они между собой и разбираются.

А против Украины как государства или украинцев в целом лично я ничего сказать не могу, у меня среди них есть друзья, коллеги, а если поискать – то почти каждый россиянин может найти и дальних родственников… А лично вам они разве чем-то насолили?.. Давайте не будем смешивать понятия. Мы ведь не прекратили пить французские вина и читать книги Александра Дюма из-за того, что Наполеон когда-то сжег Москву. Персоналии в политике бывают разные, но они приходят и уходят, а отношения народов остаются.

В Украине, кстати, одни из талантливейших PR-специалистов. Этот народ вообще богат талантами. Я знаю, на каком высоком профессиональном уровне они способны работать, с кем-то в свое время вел совместные проекты, кого-то учил… Они немало могут сделать для возобновления здравого диалога и прекращения информационной вакханалии.

Кстати, и в составе Международной Общественной Палаты работает сильная украинская делегация. И много хорошего делаем вместе. Например, мероприятия прошедшего Года международного сотрудничества по предотвращению техногенных катастроф и поддержке ветеранов Чернобыля (который, кстати, находится на территории Украины, если кто-то уже забыл…). И в жюри новой Премии украинские коллеги обязательно будут. По многим вопросам спорим, конечно, порой эмоционально, далеко не во всех мнениях и оценках едины – как, впрочем, и с представителями всех более 30 стран, это вполне естественно…

– То есть, внешнеполитические разногласия в рамках Премии влиять на что-либо не будут? Вы уверены, что это возможно?..

– А как по-другому? Профессионализм всегда вне политики. Кстати, исторически это касалось и дипломатов – режимы и персоны менялись, а люди, поддерживающие диалог своего Отечества с другими странами и укрепляющие его международные позиции, продолжали заниматься своим делом.

– Не слишком ли наивно и идеалистично – с помощью PR-технологий надеяться преодолеть все разногласия, установить всеобщую дружбу и “мир во всем мире”?

– До таких надежд еще очень далеко… В классической книге «Крестный отец» есть здравая мысль, которую не грех процитировать: «…каждый понимал, что это будет не самая пылкая в мире дружба, – эти двое не станут посылать друг другу подарки на Рождество, – но они хотя бы не станут убивать друг друга. А значит, и такая хороша – и это тоже называется дружбой». Даже для достижения такой дружбы сегодня требуется делать очень много.

– Какие направления народной дипломатии будут рассматриваться и поддерживаться в рамках Премии?

– Предусмотрено 9 постоянных номинаций. Это «Гуманитарное сотрудничество», «Межрелигиозное взаимодействие», «Межнациональный диалог», «Экологическое сотрудничество», «Научно-техническое сотрудничество», «Международная интеграция», «Миротворчество», «Развитие диаспор», «Деловое сотрудничество». Также, ежегодно будут выделяться 2 специальных номинации, приуроченных к событиям данного конкретного года. В 2022 году одна из них связана с очень хорошей и правильной инициативой Республики Беларусь объявить его Годом исторической памяти, а другая – со знаковым юбилеем, 1100-летием принятия ислама народами Волжской Булгарии и объявленным в этой связи Международной Общественной Палатой Годом укрепления сотрудничества со странами и регионами мусульманского мира.

– В списке номинаций присутствует и религиозная составляющая. Уместно ли смешивать ее с внешнеполитическими вопросами?

– Значительная часть международных разногласий имеет в своих истоках межрелигиозные недопонимания. А объединяющие, ценностные моменты диалога сегодня все чаще основаны на духовной общности, которую обеспечивают мировые религии –  даже тогда, когда других точек соприкосновения вроде бы не осталось… Причем церковная дипломатия нередко оказывается эффективнее официальной, способствует разрешению конфликтов, а искренняя вера поддерживает людей даже в самые тяжёлые периоды. Скорее, было бы странно игнорировать эти очевидные факты.

Кстати, позиция мировых религий в отношении предмета международного PR тоже вполне прозрачна. Православная Церковь призывает людей помнить о словах Спасителя : «Блаженны миротворцы, ибо они будет наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Ислам также указывает на позицию Всевышнего в Коране: «Воистину уверовавшие люди являются братьями друг другу; вы улучшайте отношения между вашими братьями, бойтесь Аллаха» (сура «аль-Худжурат», аят 10), а также приводит рекомендации Посланника Аллаха: «Ты улучшай отношения между людьми, когда они будут разрушаться между ними, и ты приближай их отношение друг к другу, когда они будут отдаляться».

– А кто будет определять победителей в номинациях, входить в жюри Премии?

– Те, кто действительно способны оценить значение и результаты рассматриваемых проектов, чье мнение и рекомендации  обоснованы и важны: известные дипломаты, общественные и государственные деятели, герои военного и мирного времени, создатели значимых международных гуманитарных инициатив… В целом, люди, которым для каждого из соискателей Премии будет почетно даже просто пожать руку. И представляющие очень разные стороны международных процессов: уже есть представители стран СНГ, Китая, арабских и европейских государств… Уже очень скоро пройдет презентация Премии, приступит к работе ее официальный сайт – думаю, полный состав ее рабочих органов приятно удивит и впечатлит потенциальных номинантов.

– Почему именно “Кубок диалога”, а не, например “Трубка мира”?..

– Роль кубка в дипломатии всегда была особо значимой и символической. Издревле символом примирения и доверия служило выпить вина из одного кубка с оппонентом, или выделить личный кубок хозяина встречи особо почетному гостю, этот предмет участвовал и во многих других церемониях… У ряда народов было принято не пить и не есть вместе с врагом, в том числе потенциальным. И сегодня дипломатическая работа, а общественная тем более – это во многом неформальное общение, в первую очередь за общим столом, где своевременно, в правильном кругу и по правильному поводу поднятый тост часто решает гораздо больше, чем официальные документы.

Функционал “трубки мира” гораздо более узкий. Поэтому именно “Кубок диалога” – причем не мира, а диалога, потому что добиться его тоже немалое дипломатическое достижение, где роль PR-технологий особенно велика.

– Помимо собственно присуждения Премии, означает ли это, что Международная Общественная Палата будет каким-то образом объединять PR-специалистов разных стран, поддерживать их, привлекать к проектам?

– Однозначно да. Мы приступили к формированию при Палате Совета по PR-технологиям. Также, будет действовать постоянный PR-клуб в сфере народной дипломатии, который станет площадкой для общения и обмена опытом. Под эгидой Премии будет и студенческий конкурс: мы будем искать и поддерживать молодые таланты, ориентированные на развитие в сфере международного PR, в том числе помогать им приобрести опыт на крупных проектах либо в качестве помощников членов Международной Общественной Палаты. И постараемся обеспечить для них открытие очень многих дверей, достойных наставников, всемерную помощь в реализации благих начинаний. Еще, в этом году при поддержке Палаты стартует большая программа повышения квалификации PR-специалистов для НКО, работа которых связана с международными, межрелигиозными и межнациональными отношениями – серия мастер-классов, семинаров, курсов. Уверен, что это существенно поддержит конструктивную часть общественного сектора, профессионально усилит его проекты, повысит их эффективность.

 

Пресс-служба Международной Общественной Палаты созыва 2020-2025