V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА: СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ»

9 октября 2020 года член Президиума Общественной Палаты Союзного государства созыва 2017-2020, доктор экономических наук, профессор Ирина Лякишева провела V Международный экологический форум «Зеленая экономика: стратегии устойчивого развития городов и регионов». В проведении Форума приняли участие представители Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), Российского экспертного фонда «ТЕХЭКО», органов законодательной и исполнительной власти Ставропольского края, бизнес-сообщества, общественных, экологических, научных, образовательных объединений и организаций, средства массовой информации.

В ходе уже традиционного ежегодного экспертного мероприятия, проводимого в Ставрополе на базе ЧУ ДПО «Дипломат» при поддержке Правительства Ставропольского края, был рассмотрен широкий круг вопросов, в том числе в ракурсе ответов на вызовы COVID-19. В связи с ограничительными мерами ввиду пандемии, основные дискуссии прошли в формате видеоконференцсвязи. Заседания Форума прошли под председательством доктора экономических наук, профессора Ирины Лякишевой — члена Президиума Общественной Палаты Союзного государства созыва 2017-2020, президента Южной гильдии пекарей, кондитеров, индустрии гостеприимства, председателя Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса». 

Как отметили участники Форума, анализ всего массива данных, полученных в результате регулярных наблюдений за загрязнением окружающей среды Российской Федерации в 2019 г., свидетельствует, что на ряде территорий и акваторий страны по-прежнему сохраняются повышенные уровни загрязнения, обусловленные поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду от объектов промышленности и энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, а также в ходе обращения с отходами производства и потребления. Значимого улучшения качества атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвенного покрова в городах и промышленных центрах, где проживает большая часть населения страны, в 2019 г. по сравнению с предшествующим периодом не произошло. Это обусловлено отсутствием эффективного экономического механизма предотвращения загрязнения, стимулирующего субъекты хозяйствования сокращать выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также ограниченными ресурсами, сдерживающими перевод объектов на работу по наилучшим доступным технологиям, а также внедрение современного пыле-, газо- и водоочистного оборудования, установок и сооружений.

Кроме того, в России существует огромная проблема в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Так, ежегодно в России образуется более 70 млн т твердых коммунальных отходов (ТКО), из них утилизируется 7%. Более 90% ТКО размещается на полигонах либо пополняет несанкционированные свалки — сейчас их более 22 тыс. С каждым годом образование ТКО увеличивается на 3%. Отходы, содержащие в себе множество вредных веществ, некуда девать, кроме как скапливать на свалках. Вредные вещества начинают распространяться в окружающую среду через воздух, воду, почву и животных. Только 5 – 7% образуемых ТКО подвергаются утилизации, остальные захораниваются на свалках, навсегда загрязняя территорию, т.к. в ТКО есть вещества и элементы, которые не разлагаются сотни лет.

В принятой Резолюции, участники Международного экологического форума сочли необходимым принятие следующих ключевых решений:

В части создания эффективной системы по обращению с отходами:

—  Обеспечить переход региональных операторов на ГОСТы по стандартизации вторичного сырья.

— Внедрить раздельный сбор и дифференциацию нормативов накопления отходов для граждан с учетом особенностей региона.

— Определить порядок возврата средств на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО гражданам, осуществляющим раздельное накопление ТКО, в том числе извлечение полезных фракций.

— Определить дополнительные экономические механизмы стимулирования граждан и юридических лиц для внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов и использования многоразовых (многооборотных) товаров, тары и упаковки.

— Стимулировать производство товаров из вторичного сырья. Часть средств, поступающих в бюджет от экологического сбора с предприятий, необходимо перенаправить к организациям, выпускающим продукцию из переработанного мусора.

— Внедрить меры по стимулированию использования бумажных пакетов торговыми сетями, обязательное наличие альтернативы пластиковым пакетам в крупных торговых сетях.

— Провести проверку соблюдения субъектами Российской Федерации при установлении единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с отходами требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с ТКО, в том числе проверку соответствия таких тарифов требованиям экономической обоснованности.

В части создания эффективной системы контроля за водной средой и атмосферным воздухом:

— Предусмотреть предотвращение негативного состояния водопроводных сетей централизованного водоснабжения, в которых происходит вторичное загрязнение и заражение воды при её транспортировке

— Провести мероприятия по развитию строительства локальных очистных сооружений доочистки и обеззараживания воды.

— Создать и расширить территории лесопарковых зеленых поясов вокруг городов, испытывающих проблемы с качеством атмосферного воздуха.

— Принять программу по развитию и сохранению городских лесов, особенно широколиственных пород, которые существенно способствуют улучшению состояния атмосферного воздуха.

В части эффективной поддержки «зеленой экономики»:

— Включить планы по развитию альтернативной энергетики в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

— Ввести поэтапное обязательное требование о прохождении «зеленой» сертификации для новых зданий учебных заведений, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

— Внести поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных и юридических лиц за сокрытие или искажение экологической информации.

— Интеграция городских систем и тиражирование уже применяемых решений в рамках федерального проекта «Умный город» (рейтинг городов, умное ЖКХ, экологическая безопасность и др.).

— Внедрение эффективных экологических проектов (детская мебель из пластиковых игрушек, обувь из перерабатываемых пластиковых бутылок, химбетон, пластиковые дороги, древесина из газет и др.)

— Разработать доступный информационный интернет портал, содержащий в открытом доступе информацию государственного экологического мониторинга.

— Ввести практику формирования муниципального заказа на социально значимые виды продукции краевых предприятий-переработчиков отходов.

— Развивать практики международного сотрудничества и обмена опытом в сфере экологического мониторинга, экспертизы и просвещения;

— Повышать уровень экологической культуры и экологического образования населения

— Активнее привлекать к работе по повышению уровня экологической культуры широкую общественность, включая организации, действующие в сфере народной дипломатии, объединения ликвидаторов техногенных катастроф и ветеранов Чернобыля, отраслевые и профессиональные объединения.

В работе Международного форума принял участие также Почетный член Президиума Общественной Палаты Союзного государства, Председатель Клуба деятелей российского-белорусского сотрудничества Александр Ольшевский. Он активно поддержал внесенные коллегами предложения, рассказал о происходящем усилении потенциала народной дипломатии в сфере зеленой экономики.

А. Ольшевский отметил, что борьба с COVID-19 предельно жестко напомнила всем о том, что в сфере международного сотрудничества всегда были и есть объединяющие проблемы, общие для всех, не зависящие от внешнеполитических и идеологических разногласий, а решение таких проблем требует эффективных и оперативных форм международного сотрудничества. Перед лицом общих бед в сегодняшних механизмах такого сотрудничества остро не хватает взаимопонимания и адекватного реагирования,  даже простого понимания, что глобальные бедствия не приемлют границ. На фоне пандемии, стало очевидно, что работа в сфере экологической культуры и просвещения становится ничуть не менее важной, чем регулятивные шаги. Все чаще на механизмы народной дипломатии оказывается возложена  гораздо большая ответственность, чем на дипломатию официальную – особенно в условиях вынужденного изоляционизма, когда многолетние экономические и даже родственные связи с целым рядом государств оказываются замороженными, а где-то и оборванными. Но именно экологическая общественность сегодня располагает наиболее системными подходами в сфере корректировки образа жизни вплоть до мелкобытового уровня, с потребностями в котором каждый из нас неожиданно для себя столкнулся в этом году. Поэтому подходы в части формирования экологического мышления, экологической пропаганды становятся все более востребованными на практике. Зеленый сектор становится сегодня одним из главных союзников государства в сфере конкретных мер корректировки как общей экономической ситуации, так и моделей поведения в быту. И, напротив, демонстрирует свою нежизнеспособность деструктивная, протестная составляющая экологических движений, противопоставляющая себя государству, склонная к безответственному раскачиванию ситуации даже в условиях необходимости всеобщего сплочения перед глобальной угрозой.

В своем выступлении, А. Ольшевский также указал, что 2019-2020 гг. продемонстрировали значительный рост своих практических возможностей три направления работы экологической общественности: объединения ветеранов Чернобыля, проекты в сфере развития добрососедства и управления местными сообществами, а также отраслевые и профессиональные союзы. Он ознакомил участников с имеющимся опытом и наработками Общественной Палаты Союзного государства и ее партнерских организаций по этим направлениям, с перспективными общественными проектами, пригласил к активному взаимодействию в перечисленных сферах.