АЛЕКСАНДР ОЛЬШЕВСКИЙ: О Международном Форуме имени Имама Шамиля

16 марта 2023 года открылась серия мероприятий 1-го Международного Форума имени Имама Шамиля. Комментирует Сопредседатель Международной Общественной Палаты созыва 2020-2025, член Союза писателей России Александр Ольшевский.

– Александр Сергеевич, немного о предыстории – как возникла инициатива проведения Международного Форума имени Имама Шамиля, и почему Международная Общественная Палата решила поддержать ее?

– Прошедший 2022-й год был объявлен в работе Палаты Годом укрепления сотрудничества со странами и регионами мусульманского мира. Он был очень насыщен мероприятиями, где активно участвовали и муфтияты, и коллеги из Турции, Ирана, Сирии, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Палестины, Катара, Судана, многих других стран, и, конечно же, из регионов Кавказа… Ведь вопросы общих ценностей и взаимопонимания между славянским миром и мусульманским миром сегодня особенно актуальны.  

Одним из направлений стало проведение тематических конференций, посвященных наследию выдающихся деятелей Ислама. Их прошло уже две – посвященные Имаму Хомейни и Имаму Шамилю, готовятся экспертные слушания о наследии аль-Матуриди. Выбранный формат экспертных слушаний интересен тем, что удается собрать взгляды представителей разных стран на духовное наследие одной и той же личности – священнослужителей, дипломатов, ученых, государственных и общественных деятелей… Например, на слушаниях, посвященных Имаму Хомейни, прозвучали еще и выступления олимпийских чемпионов, посещавших Иран в разные периоды до и после Исламской революции, дипломатов, служивших в Иране при шахе и при Хомейни…

А на мероприятии о наследии Имама Шамиля, кроме разных точек зрения, неоднократно высказывалось недоумение по поводу того, что сегодня на родине ему порой уделяется меньше внимания, чем в той же Турции, в арабском мире. Где Шамиля, кстати, высоко почитают как праведного шейха, и ценят именно как духовного лидера, крупного мыслителя… Там-то и возникло предложение, что ежегодные форумы, посвященные актуальным вопросам народов Кавказа, должны носить имя Имама Шамиля – как достойнейшей исторической личности этого региона, при жизни объединившей Кавказ, и по сей день объединяющей разные народы как минимум за счет уважения, которое к нему испытывали даже противники. Тем более, что уникальность наследия Шамиля в его многогранности – редкое сочетание мыслителя, философа, духовного лидера, государственного деятеля, военачальника, героя, дипломата.

Конечно же, мы поддержали это начинание – тем более что в составе Международной Общественной Палаты работает много мусульман, включая священнослужителей, в том числе из регионов Кавказа. На Кавказе у нас много друзей, его республики во многих вопросах могут служить примером сохранения ценностей и традиций, высокой духовности, подлинной чести и доблести…

– Форум целиком посвящен личности Шамиля?

– Отнюдь нет, это и не научно-практическая конференция по истории кавказских войн. Ведь Форум не «об Имаме Шамиле», а «имени Имама Шамиля» – и посвящен актуальным вопросам сегодняшнего Кавказа, сохранению его духовного и исторического наследия, укреплению согласия и взаимопонимания между его народами… И в его рамках на протяжении года каждый месяц запланированы различные мероприятия – круглые столы, конкурсы, ифтары, экспертные встречи, даже турнир по вольной борьбе.

Здесь больше практических вопросов, чем теории – нет задачи обсуждать, какая из версий биографии Шамиля точнее, какие из ее событий достовернее, а какие искажены историками разных периодов… Тем более, если у какого-то исторического события уже не осталось в живых ни непосредственных участников, ни очевидцев, ни даже современников – среди его деталей сложно отделить реальность от мифов, сплетен и анекдотов… Оценки даются лишь о наследии – тех объективно существующих последствиях деяний и решений праведного Имама, которые мы наблюдаем и можем составить о них свое мнение.

– Почему именно Шамиль? И может ли Россия считать своим героем того, кто 25 лет сражался против русских?

– Строго говоря, в какие-то периоды своей биографии, сражались против русских даже практически все древнерусские князья и полководцы, в том числе причисленные к лику святых Русской Православной Церковью. Включая и, например, Святого Александра Невского. Потому что жили во времена междоусобиц, а единое государство формировалось из разрозненных княжеств, населенных такими же русскими. Массово сражались с русскими и такие же русские даже в 20-м веке, в Гражданскую войну – причем с обеих сторон были люди, которых страна сегодня почитает за своих героев, великих людей. И это не проблема только России, аналогичная ситуация где угодно: во Франции долгое время воевали между собой ее разные провинции, в Италии – буквально каждый значимый город успел побывать отдельным государством и повоевать с остальными итальянцами, Германия веками состояла из воюющих княжеств. В США – большинство почитаемых всей страной деятелей, которых изображают на банкнотах и возводят им памятники, тоже сражалось со своими же соотечественниками, кто-то в ходе Войны за независимость, кто-то во время Гражданской войны между Севером и Югом. Таков уж был исторический процесс образования и укрупнения государств. Враждуют ли между собой потомки сражавшихся тогда сторон, считают ли это хотя бы основанием для разногласий сегодня? Отнюдь нет.

Такое было время, что перед договоренностями стороны закрепляли свою переговорную позицию с помощью боевых действий. И сначала пытались продавить ее силовым решением, а только затем искали компромиссы. Ведь применение военной силы стало считаться в международной практике крайней мерой только с развитием оружия массового поражения, после двух Мировых войн – а до того веками было одной из обыденных составляющих диалога. Отсюда и широко распространенные случаи уважения к противнику, и тот факт, что противник потом мог стать союзником.

Да, Шамиль воевал целых 25 лет, но он же затем и завершил эту войну, заключил почетный мир. После чего еще около 12 лет жил в России, вместе со своей семьей принес ей немало пользы, у него было здесь много друзей, включая императора Александра Второго. А благодаря этому миру Северный Кавказ уже более 160 лет – уважаемая и очень важная часть России, которая дала стране много героев и выдающихся людей.

Некоторые современные историки пытаются искать противоречия в превращении Шамиля из врага России в ее друга… Как быть с их оценками?

– Трансформацию взглядов с годами, их постепенное созревание можно наблюдать в биографии многих исторических личностей. В конце концов, абсолютно каждый великий человек начинал свой путь новорожденным ребенком… Как именно, когда и под влиянием чего происходила трансформация взглядов Шамиля – это, действительно, предмет для исследований и научных дискуссий историков, тщательной работы с архивными свидетельствами… Представители других сфер могут оценить лишь однозначно имевшие место события и их последствия, и каждый вправе формировать свое мнение сам.

Однако есть основания сомневаться, что Имам Шамиль вообще когда-либо был убежденным врагом России и русских. Противником в вооруженном противостоянии – да, но была ли там вражда? Ведь сражался он за объединение Кавказа и независимость своего Имамата – а вот подтверждений, что желал воевать именно с Россией, ненавидел ее, тем более хотел ее уничтожить, полностью или частично захватить, встречать не приходилось. Не присоединялся он и к кому-либо из реальных внешних врагов России, которых было тогда предостаточно. Сражался лишь с теми российскими войсками, которые были направлены для покорения Кавказа. Много свидетельств его гуманного обращения с русскими пленными, достойного поведения при переговорах, а после заключения мира у него среди русских появилось немало друзей.

И длительность войны здесь не показатель вражды. Ведь боевые действия в те времена напрямую влияли на силу последующей переговорной позиции. И в том числе именно героизм и полководческие таланты Шамиля стали фактором максимального внимания к интересам народов Кавказа при его присоединении к России, напрямую обеспечили почетные условия этого присоединения. Причем, заметим, в период общемировой имперской экспансии, на фоне укрупнения всех стран-соседей.

Но объективно существующий результат действий и решений Шамиля – это не промежуточные события, а объединение и умиротворение Кавказа. И то, что в семье российских народов уже более полутора веков важное место занимают народы Кавказа. За это у нас есть все основания высоко чтить память Имама Шамиля, благодарить его, ценить и уважать его наследие.

– По итогам прошедших слушаний и открытия Форума приняты резолюции. Какие идеи отражены в них?

– Экспертные слушания, предшествовавшие Форуму и прошедшие в декабре 2022 года, были посвящены теме «Наследие Имама Шамиля – историческое достояние и память о герое становления многонационального государства». Их резолюция вкратце сводится к тому, за что именно сегодня собравшиеся представители разных народов Кавказа и всей России видят основания считать Шамиля героем и быть ему признательными, что считают наиболее важным в его наследии. Также, обсуждался вопрос об их отношении к попыткам использовать имя Шамиля для разжигания межнациональной вражды и экстремистских призывов, а также злоупотреблять им в интересах третьих стран и сил, находящихся вне Кавказа и России. Общее отношение выражено.

А вот Резолюция Международного Форума посвящена уже сегодняшнему дню. Большей частью, актуальным общегуманитарным вопросам – сближению народов Кавказа, укреплению взаимопонимания, конструктивному диалогу, защите верующих мировых религий, добрососедству, объединению усилий в благих делах… Отдельный блок предложений посвящен мероприятиям по популяризации и сохранению наследия Имама Шамиля; там, кстати, зафиксировано и здравое предложение проводить экспертизу качества и достоверности материалов и информационных источников об Имаме Шамиле, фильтровать и пресекать вбрасываемую различными силами ложь, клевету и экстремистскую пропаганду. Также, определены направления дальнейших мероприятий, которые будут проходить под эгидой Форума ежемесячно, по очень широкому спектру направлений – так что возможность поучаствовать в дискуссиях и отразить свою позицию на диалоговой площадке будет у всех желающих…

– Кто принимает участие в Форуме, и по каким вопросам наиболее сложно прийти к общим позициям?

– В первую очередь, все участники – люди доброй воли, кто желает народам Кавказа мира, добра, процветания, и уже немало сделал для них. Это известные представители различных слоев кавказского общества – священнослужители, государственные и общественные деятели, главы диаспор, дипломаты, видные деятели спорта, науки, культуры, эксперты. А также люди из других регионов, деятельность которых связана с Кавказом и которые неравнодушны к его жизни, в том числе представители стран, где есть кавказские диаспоры, или имеющих с Кавказом тесные исторические и экономические связи. Немаловажно, что на высоком уровне представлена и мусульманская, и православная части кавказских народов, как и духовенство мировых религий. Участвует и много молодежи.

При дискуссиях наибольшие сложности возникают в частностях – особенно в обсуждении исторических деталей, представляющих узкоспециализированный научный интерес. А также в оценках личностей и трудов тех или иных биографов Имама Шамиля. Возможно, здесь скорее помогли бы встречи наиболее ярых оппонентов «один на один» в прямом эфире… А вот по принципиальным вопросам споров практически нет – все за сближение и объединение сил перед лицом новых международных вызовов и угроз, за поиск путей преодоления имеющихся трений между собой. Все настроены на то, чтобы лучше понимать и слушать друг друга, вести себя более по-соседски. Очень уважительно друг к другу и конструктивно выстраивается и диалог между мусульманами и православными, в том числе на уровне высшего духовенства – потому что базовые ценности и заповеди все равно общие, и вместе приходится противостоять западному безбожию, хаосу и вседозволенности…

Где проходят мероприятия?

– Чтобы соблюсти паритет и равно выразить уважение всем народам Кавказа, было принято решение проводить открытие и заключительное заседание Форума не в столице одной из республик СКФО, а на нейтральной территории – в Минске, столице Беларуси. Почему именно Беларусь?.. В первую очередь, эта страна давно имеет статус нейтральной миротворческой и переговорной площадки, где проходили международные встречи по самым сложным вопросам. К тому же, там в согласии и взаимопонимании живут диаспоры практически всех регионов Кавказа, конструктивно сосуществуют представители всех мировых религий.

А вот мероприятия на протяжении года будут проходить уже попеременно в разных регионах Кавказа, каждое со своими соорганизаторами.

– Что в ближайших планах мероприятий под эгидой Форума?

– В дни Священного месяца Рамадан, состоится Дипломатический и миротворческий ифтар памяти Имама Шамиля, а также круглый стол «Мусульманский мир и славянский мир – многовековой союз и фундамент традиционных ценностей в основе современной цивилизации». Ежемесячно будут проходить молитвы о мире и взаимопонимании между народами. Состоятся международные конкурсы – конкурс блогов и телеграм-каналов о Кавказе и поэтический конкурс имени Имама Шамиля, выставки творчества детей. Будут дискуссии по остро актуальным темам региона – о воспитании молодежи, противодействии экстремизму, работе с диаспорами, экономическом развитии, и много других событий…

Все мероприятия – однозначно полезные, практические, во благо.