РУСТАМ ИБРАГИМОВ: Жизненно необходимо не допускать осквернения имени Имама Шамиля

Выступление Генерального директора Института стратегии национальной безопасности, доктора социологических наук, профессора  Рустама Юрьевича Ибрагимова на экспертных слушаниях “Наследие Имама Шамиля – историческое достояние и память о герое становления многонационального государства” (8 декабря 2022 года).

Имам Шамиль впервые в истории Кавказа и России объединил народы Чечни и Дагестана в социально справедливое демократическое государство Имамат, созданное на миропонимании, философии Ислама, демократических законах и гуманизме Священного Корана.

Факт № 1

Имам Шамиль никогда не воевал с Россией. Не объявлял газават… джихад… «священную войну» с православной Россией.

Имам Шамиль боролся с местными феодалами за установление шариата, в основе которого лежали религиозные, но демократические принципы построения народовластия, свободы, равенства, конфессиональной толерантности, мюридизма.

Имперские амбиции царских генералов на Кавказе относившихся к горцам как  к «туземцам»… «хищникам»…  «дикарям»… «скопищам вар-варов»… «фанатикам»… мешали ему и Шамиль был вынужден воевать с  Граббе… Пулло… Аргутинским… Зассом… Имам Шамиль одерживал блистательные победы над генералами, победившими Наполеона Бонапарта.

На Кавказе была и другая Россия: Александр 2, Горчаков, Барятинский, Муравьев, Лазарев, Врангель.

Факт № 3

Осенью 1837 г. Император Николай I решил прекратить бессмысленную кровопролитную войну, распорядился о своем желании назначить Шамиля – правителем мусульман Кавказа. 18 сентября генерал-майор Ф. К. Клюки-фон-Клюгенау, исполняя волю императора, встретился с Шамилем и передал высочайшее волеизъявление императора: «…[Император Николай I возвеличит Шамиля  назначит управителем над делами всех мусульман Дагестана» .

Встреча не состоялась из-за интриг и непонимания.

Факт № 4

25 августа 1859 года на Гунибе А. Барятинский выполняя распоряжение императора Александра II, канцлера А. М. Горчакова, военного министра Н. О. Сухозанета… приказал остановил штурм Гуниба, для того чтобы заключить мир на условиях Шамиля.

Факт № 5

Условия мира, выдвинутые имамом Шамилем, являлись целями его борьбы:

– свобода исповедания Ислама (не препятствовать Исламу в Дагестане; принудительно не навязывать Христианство);

– свобода от воинской повинности (не призывать горцев служить в царской армии);

– сохранение джамаатского самоуправления;

– сохранение военно-народного управления, наибств;

– сохранение шариатского права;

– сохранение статуса горцев-узденей (оставить за горцами все их личные и коллективные, общинные права, включая и право на ношение оружия);

– сохранение мира среди горцев (не стравливать народы между собой).

Эти условия были приняты Барятинским, утверждены и выполнены императором Александром II.

Кавказский наместник выдвинул единственное условие – хиджру (переселение – араб.) – удаление Шамиля с Кавказа. Ради сохранения мира на Кавказе, ради Веры и своего народа имам Шамиль согласился, с честью, до-стоинством выполнил это условие.

Факт № 6

С того момента, как Шамиль согласился заключить мир ему до конца жизни как главе государства и духовному вождю горцев Кавказа оказывались высшие почести. Незыблемый статус имама Шамиля нигде, никогда, никто не ограничивал.

Только заключением мира оправдано закономерное желание главнокомандующего оказывать почести, продемонстрировать всевозможные знаки почтения Шамилю и его семейству.

Заказанная А. Барятинским в Москве в июне 1859 года роскошная царская карета (дормез) – для комфортной поездке имама Шамиля к императору для утверждения договора о мире бесспорное достоверное свидетельство высокого статуса Шамиля.

Имаму Шамилю во время следования к императору оказывал высшие почести почетный караул из казаков Кавказского линейного казачьего войска, которые были поощрены и награждены.

Факт почетного сопровождения Шамиля в Россию объективно подтверждается знаменательным приемом на высочайшем уровне в Ставрополе, по масштабу торжественности являющимся подлинным приемом коронованной особы.

Факт № 7 «Мы будем друзьями»

Встреча имама Шамиля и российского императора произошла 15 сентября 1859 года в городе Чугуеве, недалеко от Харькова.

Достигнутое соглашение об окончании войны на Северо-Восточном Кавказе и умиротворении Чечни и Дагестана было утверждено Александром II.

Кавказская война закончилась. Условия, выдвинутые имамом Шамилем, были приняты. Шамиль подтвердил свое согласие удалиться с Кавказа.

Имам Шамиль при встрече с императором находился в незыблемом статусе главы государства Имамат, согласно горской традиции, при своем оружии, в сопровождении вооруженных сыновей.

Они прибыли в карете Барятинского, «подобную которой не видели в России, не считая кареты царя» .

Александр II обнял имама Шамиля со словами: «Я очень рад, что ты наконец в России. Жалею, что это случилось не ранее. Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями».

В честь императора Александра II и главы государства Имамат имама Шамиля в Чугуеве состоялся военный парад – смотр конных войск, расположенных в Харькове и его окрестностях.

Имам Шамиль в продолжении всего парада ехал рядом с императором, обсуждая с ним через переводчика лучшие войска государя.

Факт № 8

Заключив договор о мире с императором России Александром II, имам Шамиль лишил горцев права воевать с Россией.

Героическая борьба горцев за свободу завершилась умиротворением Кавказа, торжеством уважения России, русских к горцам, совместным цивилизационным развитием и взаимообогащением.

Факт № 9

Всевышний вознаградил имама Шамиля высшей почестью для правоверного мусульманина – упокоиться рядом с могилой Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Роль Шамиля признана всем исламским миром. «Шейх Шамиль!» – так приветствуют дагестанцев и чеченцев, совершающих хадж в священную Мекку. Имя имама Шамиля свято для всех мусульман, и потому особенно цинично то, что в современной России его статус несправедливо принижен.

Факт № 10

За единое Отечество более чем 160 лет лучшие воины в мире – кавказцы в первых рядах геройски отдают свои жизни – «Дикая дивизия», Великая отечественная война, события на Украине…

Факт № 11

Трагический парадокс современности: по вине околонаучных политических провокаторов, фальсификаторов истории имя используется для насаждения братоубийственной вражды и ненависти между русским и кавказскими народами.

Политические манипуляторы, стремясь к власти, используют имя имама Шамиля в своих нечистоплотных целях, эксплуатируя всенародную любовь и почитание. Это – асебия, осквернение самого дорогого и глубоко чтимого на Кавказе – уважения к памяти предков, из которых десятки тысяч погибли, сражаясь за имама Шамиля, за веру и свободу.

Имя Шамиля неоднократно пытались использовать враги России. И в настоящее время на Украине враги Дагестана, враги Кавказа, враги России вновь пытаются, прикрываясь святым именем Шамиля, провоцировать дагестанцев, кавказцев на предательство и измену.

У политических проходимцев и отщепенцев нет ни одного шанса использовать имя праведного имама Шамиля в своих провокациях против более чем 160-летнего Единства Кавказа и России.

Как профессиональный юрист с 35 летним стажем, объективно оценивая информацию СМИ, которые признаны в России иностранными агентами, считаю, что никакого батальона не существует. Обыкновенная пропаганда, «фейк» рассчитанный на легковерных невежественных обывателей.

Дагестанцам, нашим братьям чеченцам, всем народам Кавказа и России жизненно необходимо не допускать осквернения имени имама Шамиля и памяти наших героических предков невежеством и злобой.

Необходимо вспомнить и прочувствовать импульс энергии объединения, исходивший от имама Шамиля, не делить и отнимать, а объединяться ради мира на нашей древней Кавказской земле.