АЛЕКСАНДР ОЛЬШЕВСКИЙ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ОТМЕТИЛА 7-ЛЕТИЕ

В апреле 2024 года Международной Общественной Палате исполнилось 7 лет. Сегодня это авторитетный институт народной дипломатии, объединяющий представителей 37 стран и реализовавший сотни успешных проектов. О ее планах и приоритетах рассказывает Председатель Президиума Международной Общественной Палаты созыва 2020-2025 Александр Сергеевич Ольшевский.

Александр Ольшевский – Председатель Президиума Международной Общественной Палаты созыва 2020-2025, ранее – Руководитель Аппарата Палаты созыва 2017-2020. Эксперт в области связей с общественностью и международного сотрудничества, член Союза писателей России и Союза писателей Союзного государства, Почетный член Союза русскоязычных писателей и журналистов Болгарии. Работает в сфере международных отношений более 27 лет, автор учебных пособий, по которым обучают специалистов в ведущих вузах России, Беларуси, Украины, Казахстана, стран Балтии. За заслуги отмечен наградами Российской Федерации, Сирийской Арабской Республики, Монголии, Республики Беларусь, Республики Казахстан, международных организаций, религиозных конфессий.

– Подходит к завершению работа уже 2-го созыва Международной Общественной Палаты. Какие изменения произошли в ней за этот период?

– Сделано много, этот орган прочно занял собственную, достаточно значимую нишу. Решает серьезные задачи, выступает связующим звеном в отношениях с общественностью даже тех стран, с которыми по каналам официальной дипломатии контакты затруднены. Даже по тем из идей и форматов работы, которые не каждый понимал в 2017-2018 гг., новые реалии расставили все на свои места – тогда они опережали время, однако оказались как никогда актуальными в нынешних международных условиях.

К концу 1-го созыва, деятельность Палаты охватывала 19 стран, с акцентом на ближнем зарубежье и интеграционных структурах, и с составом 200 человек. 2-м созыву предстоит работать еще полтора года, но проектами охвачено уже 37 стран. В основном это дальнее зарубежье, с ежегодным приростом географии, и задействовано более 800 экспертов. А совокупно, за 7 лет в активе 487 мероприятий, 270 заседаний, включая экспертные слушания, 358 реализованных проектов.

– Кстати, о персоналиях – какие люди сейчас в составе Палаты?

– В первую очередь – уважаемые, заслуженные и пользующиеся высоким авторитетом в какой-либо сфере, в том числе за пределами своей страны. Обязательно, чтобы их были готовы слушать и за рубежом.

В созыве 2017-2020 было много деятелей культуры и представителей научной среды. Сегодня в Палате преобладают представители более прикладных видов деятельности – дипломаты, священнослужители, идеологи, аналитики, эксперты по коммуникациям, главы диаспор, государственные деятели, управленцы. На неизменно высоком уровне представлены деятели спорта – олимпийские чемпионы, главы федераций. Состав в целом звездный, собрались в том числе подлинные живые легенды, чей опыт бесценен.

По возрасту, обычно это люди зрелые, прошедшие большой жизненный путь, многое видевшие и понимающие. Не редкость активные коллеги в возрасте за 90 лет, но есть и молодежь по 25 лет.

Но объединяющее для них – повседневное мышление категориями блага общества, государственных интересов, заботы о Родине, развития межгосударственных отношений. В общем, настоящие единомышленники, собравшиеся ради серьезных дел, на которые не жаль потратить дорогостоящее время тем, у кого его излишков практически нет.

– Какие идеи и цели нужно сегодня разделять для членства в Международной Общественной Палате?

– Пожалуй, главное – это стремление к добру, миру, благу для своей страны. При трезвом осознании, что мы существуем не в вакууме, а в разнообразной среде, где есть другие страны, народы, традиции, религии и идеологии, с собственными интересами, включая чуждые и непонятные для нас – но с ними необходимо выстраивать конструктивные отношения. В том числе умея проявить добрую волю, переступить через амбиции и сиюминутные выгоды.

А вся остальная идеология предельно доходчиво определена заповедями мировых религий, если воспринимать их не как декларации, а как действительные ориентиры. Как и ценность человеческой жизни, справедливость, добрососедство, милосердие, заботу о ближнем.

Позиции коллег по широкому кругу вопросов разнятся, однако в каждом из случаев не поверхностны и заслуживают уважения. Но при этом всегда есть стремление к диалогу, умение слушать, желание понять и искать компромиссы, поиск даже с оппонентом общего, объединяющего.

– Как повлиял на планы прошедший 2023-й год? Насколько сбылись ожидания от него?

– К сожалению, прошедший год не принес столь ожидаемого всеми мира. Напротив, принес еще два вооруженных конфликта в близких каждому из нас странах: азербайджано-армянский и палестино-израильский. Идут боевые действия, гибнут люди. Много потрясений, трагедий, катастроф, скорби. Можно сказать, что ужаснувшие любого нормального человека события 2023 года – одно из последних предупреждений всем нам, призыв одуматься и объединить усилия людей доброй воли для предотвращения глобальной катастрофы. Однако есть основания надеяться, что он был переломным, и уже наметилось явное движение многих стран в сторону здравого смысла. Дай Бог. И каждый должен что-то делать, а не просто ждать, что же из всего этого выйдет.

– Вы упомянули о военных действиях, которые сейчас идут сразу в нескольких точках планеты. Каково отношение Палаты к ним?..

– Наша позиция в отношении любого вооруженного конфликта стабильная и последовательная – мы за то, чтобы его не было, а боевые действия как можно скорее завершились. И всегда необходимо поддерживать переговорный процесс, в том числе с привлечением внешних посредников, до достижения справедливого мира.

Происходящие сейчас военные конфликты в истории не первые и даже не сотые. Каждый из них не бесконечен. А вот насколько быстро завершится, с какими потерями, и как будут выглядеть взаимоотношения после него – здесь многое зависит от дипломатической работы.

Зачастую войны результат конфликтов политических элит – и то не всех, а лишь их части, действий конкретных персон, которые оказались в руководстве того или иного государства в данный конкретный момент. А народы не ссорятся между собой, между ними крайне редко возникают основания для взаимной ненависти. И в большинстве своем обычные люди лично не имеют ничего против таких же обычных людей на стороне того, кто вдруг оказался противником. На этом и базируются огромные возможности народной (общественной) дипломатии.

Вот сейчас идет кровавое палестино-израильское противостояние, одна из сторон которого открыто призывает к геноциду. Но даже от авторитетных деятелей другой стороны, арабской, можно слышать, что «вражды нет – это преступные сионистские политики пытаются стравить нас с нашими братьями-евреями». То есть, для народов стран-противников и сейчас не исключено добрососедство, дружба, даже братство. Это же касается и украинской ситуации – у очень многих россиян есть родственники и друзья на территории Украины, которые не стали менее родными…

Ведь, если вспомнить, и Россия в своей истории, например, не раз воевала против Франции, но не раз была и ее ближайшим военным союзником – несмотря на то, что во время наполеоновского нашествия была сожжена Москва, а российские войска входили в Париж. Как союзниками, так и противниками на разных этапах истории для России бывали Германия, США, Великобритания, Польша, Испания, Болгария и еще немалый список стран… То есть, не исключены изменения любых межгосударственных отношений на диаметрально противоположные. Потенциал для дипломатических решений есть всегда, даже если они окажутся очень непростыми. Но для этого важно всегда сохранять и поддерживать прямые связи между народами, несмотря ни на что.

– Как на сферу народной дипломатии влияют многочисленные санкции?

– То, что сегодня принято называть «санкциями» – одна из больших опасностей, способная привести к непредсказуемым последствиям. В силу сочетания чьего-то злого умысла и безграмотности, здесь распространилась порочная практика, основанная на грубой подмене понятий.

У международных санкций главный принцип – адресность. Иначе это называется совсем по-другому, неоправданной агрессией. А обоснованные санкции только персональные: против конкретных руководителей государства, должностных лиц, политиков, предпринимателей, публичных деятелей. Как уголовная ответственность, которая может быть только личная, с именами. С той лишь разницей, что санкции еще не наказание за установленную вину – они могут быть и ошибочны, это всего лишь выражение неприятия некой страной чьих-либо действий в данный момент времени.

Однако мы и не заметили, как за довольно недолгий период времени стало привычным введение санкционных ограничений против целых наций. А в результате, лишенным части общепринятых прав и подвергающимся давлению оказывается вообще любой случайный человек, только за то, что родился в своей стране. Это не санкции, а прямая дискриминация и преследования по национальному признаку. Намеренно стремиться наносить вред какому-либо народу, ухудшать его условия жизни, притеснять любого его представителя – ведь это ничто иное, как геноцид…

А как иначе назвать стремление причинить зло всему населению какой-то страны? Не важно, какое именно зло, даже самое мелкое. Допустим, нам не нравится внешняя политика президента США – и что, по этой причине откажем в медицинской помощи американскому ребенку, откажемся продать еду голодному пенсионеру, пнем инвалида?..

Такие действия ведут к погружению мира в первобытный хаос, внедрению категорий ненависти и вражды к незнакомым людям в жизнь каждого обычного человека, поиску искусственно созданных врагов, с которыми объективно нет разногласий и точек конфликта… Это безумие нужно общими силами останавливать.

– Как изменились приоритеты по географии проектов?

– Одним из главных стратегических направлений работы Палаты остаются страны мусульманского мира – это очень широкая география и огромные перспективы. Здесь сложились давние добрые отношения, ценностное родство и взаимопонимание.

Совсем недавно кому-то могло казаться, что проще всего работать с так называемым ближним зарубежьем, странами СНГ – вероятно, в силу того, что их по привычке продолжают считать бывшими советскими республиками, а повсеместное распространение русского языка создает иллюзию стопроцентной идентичности. События последних лет развеяли иллюзию и показали, что с этими странами необходимо работать гораздо больше,  внимательнее изучать ситуацию в них, на каких-то уровнях уже совсем заново выстраивать коммуникации.

Конечно же, в числе приоритетов и такие важные экономические партнеры, как Китай, Монголия, страны Юго-Восточной Азии.

И, одно из важнейших направлений, в необходимости которого мы убеждены – все страны Европы. То, что кому-то из них сегодня не повезло с политическим руководством, вовсе не означает, что это враги и что о контактах с ними следует забыть. Народы Европы с Россией связывает столько, что почти каждый из них есть основания называть братским. А ссоры с ними – это скорее семейные ссоры, хотя, как и в каждой семье, как говорится, «не без урода»: есть и зависть, интриги, конфликты поколений, и не всегда торжествует разум…

– А есть ли регионы, куда пока не удается дотянуться?

– В этом созыве довольно мало внимания уделялось странам Латинской Америки. Разовые контакты и мероприятия есть, но пока явно недостаточно для такого важного и интересного направления. Все еще мало работаем с Центральной и Южной Африкой. Только начинается сотрудничество с Индией, полноценно развивать его предстоит уже 3-му созыву.

– Международная Общественная Палата уделяет довольно много внимания религиозным вопросам. С чем это связано?

– Так сложилось с самого начала ее работы. Религия отделена от государства, но ее невозможно отделить от общества. Иногда это единственный мостик, по-настоящему объединяющий разных людей даже из враждующих стран, единственная общепонятная платформа для диалога и основа для поиска компромиссов. А религиозная дипломатия один из старейших и сильнейших ресурсов, опыт которой достоин внимания и изучения.

В мероприятиях и проектах Международной Общественной Палаты постоянно принимают участие представители духовенства как минимум четырех конфессий – православное, мусульманское, католическое, иудейское. В такое напряженное время всем нам не лишне действовать с оглядкой на духовную, нравственную оценку своих шагов и решений – она порой весьма отрезвляет, оберегает от излишней самоуверенности, эксцессов и ошибок… Да и богоугодные дела лучше делаются с Божьей помощью.

– Что Вы считаете наиболее успешным из сделанного Международной Общественной Палатой за эти годы?

– По отзывам, наибольшее достижением можно считать созданную атмосферу – доверительную, благожелательную, рабочую. Как-то так сложилось, что здесь в принципе нет случайных людей, все одного круга, на одной волне, с откровенным обменом мнениями и уважительным отношением. Потому и дискуссии идут с желанием договориться и результативно, и идеи обычно воплощаются, много доброго делается и непублично.

Поэтому хорошо получаются большие, сложные международные диалоговые площадки по актуальным вопросам, где собираются представители совсем разных точек зрения. Продуктивными были Международный Чернобыльский Форум, собравший ликвидаторов техногенных катастроф и героев Чернобыля из 14 стран, Международный Форум имени Имама Шамиля, объединивший представителей 18 стран и духовенство 4 религиозных конфессий. Сейчас началась серия мероприятий большого Межрелигиозного Форума духовенства и общественности «За справедливый мир и защиту верующих» – с очень важными, животрепещущими вопросами. Включая в том числе посредническую роль духовных лидеров в диалоге о справедливом мире. Дай Бог ему продуктивной работы и результатов.

Традиционно успешно работают и более компактные диалоговые форматы – например, дипломатические ифтары в дни Священного месяца Рамадан. Интересный опыт – ежегодный олимпийский ифтар, собирающий известных деятелей спорта. По первым результатам, уже можно считать большим делом начало работы Совета Старейшин народов Северного Кавказа, объединившего выдающихся представителей всех кавказских регионов и их диаспор за рубежом. Получилась мощная структура, сосредоточение большой мудрости и опыта. Появляются интересные профильные форматы работы с молодежью – например, недавно приступил к деятельности Экспертный Совет по работе с мусульманской молодежью. Есть хорошие проекты и по межрелигиозному диалогу в молодежной среде.

Эффективно действуют в качестве дипломатического канала спортивные турниры, организуемые нашими коллегами – особенно по вольной борьбе, различным видам единоборств, а также мастер-классы легенд спорта и их встречи с подрастающим поколением. Можно вспомнить несколько знаковых по результатам и содержательной ценности тематических слушаний, посвященных отдельным острым вопросам: например, ситуации в Южной Осетии, проблемам Палестины, межнациональным отношениями, профилактике экстремизма. Блестяще прошла, в период самого пика международной напряженности в 2022 году, серия мероприятий к 625-летию появления Ислама на землях Беларуси. Хорошим делом стало возрождение Общества дружбы «Россия – Беларусь» (ОДРБ), после 14-летнего перерыва в его работе. Немало сделано для укрепления отношений с КНР по ряду профильных направлений. Достойны уважения десятки гуманитарных миссий в Сирийской Арабской Республике, на протяжении нескольких лет организуемых нашими деятелями культуры.

Среди реализованных проектов и мероприятий много такого, что было сделано в принципе впервые. С публичными заявлениями по ряду некоторым особо острым вопросам Палата тоже не раз выступала в числе первых, с взвешенной и достойной позицией – как, например, о попытках раскола православия, об эскалации в секторе Газа, о защите верующих на территории Украины. Было немало и полезных разовых шагов, связанных с сохранением святынь, при участии наших коллег – обретенные иконы, воссозданные реликвии… Палата на протяжении всего времени своей работы помогает православным храмам и мусульманским мечетям, просветительским мероприятиям, адресно поддерживает нуждающихся. Из всего сделанного за 7 лет – ни одного действия «для галочки», пустого, без души, за которое было бы стыдно по прошествии времени; наверное, это тоже можно считать достижением.

– Что Вы хотели бы пожелать Международной Общественной Палате на следующий, восьмой год ее деятельности?

– Поддерживать сложившиеся за эти 7 лет высокие стандарты работы, сохранять свои принципы и ценности, позицию, которой она заслужила уважение и доверие в таких разных странах. Продолжать успешно решать поставленные задачи. Развивать свои наработки, наращивать возможности народной дипломатии, более интенсивно использовать ее потенциал.

А еще – чтобы задач, связанных с поддержкой диалога о мирном урегулировании где-либо, за этот год как минимум не стало больше. И пусть растет число представителей других стран, отношения с которыми позволяют достойно решать все вопросы за одним столом и искренне пожать друг другу руки.

OP-SOYUZ.RU